Конь – божество, родитель, друг… Вместе с всадником он составляет единое целое, есть даже поверье о том, что именно в наших краях следует искать следы мифических кентавров. Симбиоз коня и всадника смог изменить характер войн и буквально – ход истории. Сегодня в Казахстане активно изучают наследие всаднической культуры и прилагают усилия по ее возрождению.
Потомки ботайских лошадей
– В этом году вышел ряд материалов, ставящих под сомнение факт одомашнивания лошади на территории современного Казахстана, а это напрямую связано с зарождением и развитием всаднической культуры... Можем ли мы лишиться пальмы первенства и статуса самых продвинутых наездников прошлого?
– Многие ученые с мировыми именами, внесшие значимый вклад в палеогенетику, не подвергают сомнению результаты многолетних исследований известного казахстанского археолога Виктора Зайберта, ушедшего от нас в этом году, – рассказывает ведущий научный сотрудник Института истории государства комитета науки МОН РК, кандидат исторических наук Зубайда СУРАГАНОВА. – Исследования Ботайской культуры привели его в результате к предположению о том, что на территории Северного Казахстана в эпоху энеолита древние насельники одомашнили животное, потомком которого стала так называемая лошадь Пржевальского. В феврале 2018 г. в журнале “Science” вышла статья, авторы которой, 47 исследователей из разных стран мира под руководством французского палеогенетика Людовика Орландо, включая самого Зайберта, пришли к выводу, что лошади Пржевальского являются одичавшими потомками лошадей из Ботая. Они утверждали, что энеолитическая Ботайская культура предоставляет самые ранние археологические доказательства коневодства, датируемые периодом 5 500 лет назад. Более точное время раннего одомашнивания лошадей, по их мнению, остается спорным. Однако есть ученые, не согласные с этими выводами. Уверена, дальнейшие исследования позволят получить более ясный ответ на данный вопрос. В науке всегда должно быть место сомнению и дискуссии, без этого ее ждет стагнация.
– Когда всё-таки человек оседлал коня?
– Использование коня в качестве верхового животного ученые относят к концу III тыс. до н. э. Древние изображения из Египта и Месопотамии показывают, что люди сидели на конях без седел. На знаменитом пазырыкском ворсовом ковре из пятого кургана (Алтай), датируемого VI–V вв. до н. э., мы видим всадников на мягких седлах-подстилках. На сюжетном изображении войлочного ковра из того же пазырыкского памятника, в сцене предстояния перед божеством всадник сидит уже на более сложной седельной конструкции. В целом археологи считают, что уже во II половине IV в. до н. э. среди степняков была распространена конструкция жесткого седла. Таким образом, современная археология однозначно указывает на то, что седло в I тыс. до н. э. развивалось в качестве необходимой конной амуниции в культуре евразийских кочевников.
Божество, родитель, друг
– Почему симбиоз коня с человеком дал такой феноменальной толчок к развитию?
– Использование коня в качестве тягловой силы, упряжного и верхового животного дало возможность развить практически все направления жизнедеятельности человека, включая хозяйство, торговлю и т. д. Конь расширил горизонты, сблизил народы, благодаря ему значительно сократилось время, затрачиваемое на передвижение людей и товаров. Именно благодаря приручению лошади начинает бурно развиваться торговля. Межплеменные, а затем и международные отношения, внутригосударственные связи осуществлялись при помощи конных вестовых. Показателем ценности этого животного в древности и Средневековье была практика дарения коней в дипломатических взаимоотношениях. В сельском хозяйстве и производстве применение лошади приняло самые разнообразные формы. Но, пожалуй, самым значимым надо отметить симбиоз коня и всадника в рамках ведения войны, в развитии воинской культуры. Конь позволил усовершенствовать тактику и стратегию войны.
– Чем являлся конь в жизни народов степи?
– Изначально лошадь была добычей на охоте. После одомашнивания ее мясо, молоко стали важной частью рациона степняков. Кроме того, конина, или, точнее, жеребятина, играла в степной культуре роль ритуально освященной еды и угощения. Шкура, волос лошади имели практическое значение для изготовления одежды, предметов быта, посуды. Их использовали также для изготовления музыкальных инструментов, например, кобыза.
Конь выполнял ведущую роль не только с точки зрения своей функциональности, но, прежде всего, играл значимую роль в мировоззрении, мироустройстве народов степного пояса Евразии. Конь – один из главных персонажей степного эпоса. Конь – божество, родитель, друг, спутник степняка, побратим батыра.
В казахской традиции конь – самое красивое существо, его даже не рассматривают в качестве животного. О самих себе казахи говорят: “Жылқы мінезді халық" ("Народ с лошадиным характером"). В поэзии степных бардов кровь степняка – кумыс, а душа – конь.
В казахском эпосе конь (сәйгүлік) имеет водную, воздушную и огненную природу. В традиционном представлении казахов конь возник из стихии ветра. В казахской лексике только по отношению к лошади используется огромное число наименований, характеризующих ее качества. В нашем языке существует множество названий лошадей в связи с их мастью. Всё в культуре степи определялось и расценивалось с точки зрения лошади: время, расстояние, взаимоотношения между родами. В 12-летнем календаре (мушел) 7-й год – год коня. Цифра “семь” в казахской традиционной культуре, как известно, считается счастливым числом. Конь входит в Жеті қазына – Семь богатств казахов. Калым, один из эквивалентных элементов в брачном обмене дарами, считали лошадьми, хотя могли давать и другими видами животных.
Множество символических метафор в казахском языке отражает эпоху всадничества. Так, казахское выражение “ат жалын тартып, жігіт болғаны” (букв.: "тот, кто ухватился за гриву (коня), стал джигитом") обозначает взросление, возмужание юноши. Конь принимал участие в обрядах инициации: бәсіре – дарении-посвящении коня будущему всаднику, ашамайға мінгізу – первой посадке 4–6-летнего ребенка на коня и тоқымқағар – первой поездке на коне. Конь играл ведущую роль как объект дарения в обрядах жизненного цикла и гостеприимства.
Коневодство в наши дни
– Когда же и в какой среде всадничество возникло в истории человечества как культурное явление? В чем его особенность?
– Сложение скифо-сибирского культурно-исторического единства в степной Евразии шло в течение I тыс. до н.э. Историческая роль этих народов – участие в формировании степной скотоводческой цивилизации к VII в. до н. э. и, соответственно, всадничества. Народы, составлявшие это единство, относились к народам-всадникам. Неслучайно, по мнению итальянского историка Франко Кардини, народы-всадники существовали задолго до того, как на горизонте появились гунны. Именно этот ученый ввел в научный обиход термин “народы-всадники”. С утверждением Ф. Кардини можно согласиться, поскольку археологи соотносят всадничество с миром евразийских кочевников – создателями Степной цивилизации. Он утверждал, что народы-всадники кардинальным образом повлияли на культуру войны в мировом масштабе, изменили характер войны и ход истории. К народам-всадникам он, прежде всего, относит тюрков и монголов.
Согласно историческим источникам, тюрки, вне зависимости от пола, описывались как милитаризированное общество, где всё взрослое население – и мужчины, и женщины – способно было принимать участие в войне.
Всадническая культура – особая система физической и этической подготовки элитного воина-всадника. Всадник должен проявить в битве не только мужество и бесстрашие, но также и смекалку, хладнокровие, добыть добычу и доставить ее соплеменникам. Подвиги воинов-всадников воспевались на пирах степными бардами. Всадничество как культурное явление напрямую связано с самоназванием казахов, поскольку қазақлықта болу – значит казаковать, быть қазақ(ом), согласно средневековым источникам, быть оторванным от семьи, дома, вести аскетический образ жизни, участвовать в войне. Тайны казахских амазонок
Сегодня мы знаем много фактов о всадничестве как социальной группе в истории Древнего мира. Всадники являлись вторым по значимости социальным слоем в Древнем Риме. В древней и средневековой истории Европы существует масса терминов в значении “всадник”. И все они говорят о привилегированности всадников и их принадлежности к правящим слоям. Так, Цицерон происходил из всаднического сословия.
В истории Казахстана “всадническая культура”, “всадничество” олицетворяют нематериальное культурное наследие конной культуры, истоки которого восходят, как я уже отметила, к глубокой древности.
– В чем сегодня выражается наследие всаднической культуры в Казахстане?
– Наследие всадничества выражается в традиционных конноспортивных состязаниях и играх, в праздничной культуре казахов. Начиная с начала 1990-х годов в Казахстане наблюдается возрождение кумысных праздников.
В настоящее время в рамках научной программы “Традиционная обрядность как манифестация помнящей культуры: ресурсы и стратегии символического капитала степной Евразии”, финансируемой министерством культуры и спорта РК, ее участники изучают наследие всаднической культуры. В прошлом году во время этнографической экспедиции мы убедились в том, что оно не только бережно сохраняется, но и возрождается. Повсеместно устраиваются конные игры и соревнования. Кумыс восстанавливает свое место в культуре современных казахстанцев. Как следствие – отмечается ревитализация связанных с этим напитком обрядовых практик. Объективным условием возрождения кумысных традиций является рост поголовья лошадей. Надо сказать, что и пандемия сыграла свою позитивную роль. Там, где практически перестали готовить кумыс, люди вновь начали увеличивать поголовье лошадей.
Актуальность всаднических традиций выражается также в росте интереса к верховой езде. Сегодня в мире успешно развивается иппотерапия. Это одна из целебных практик в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, снятии стресса и просто возможность отдохнуть, оторваться от повседневности. В нашей стране и за рубежом верховая езда не только не утратила своей актуальности, но и становится всё более популярной.
АЛМАТЫ