Но прежде они приостановили поставку газа потребителям Казахстана.
На сегодня ситуация на рынке сжиженного газа в западном Казахстане складывается очень сложная. В регион прекращена его поставка. В первую очередь это ощутили на себе владельцы и водители авторанспорта, работающего на сжиженном газе. Во всех автозаправочных станциях газа нет. Предприятие ТОО "Алау", занимающееся сбытом газа в Западно-Казахстанской области, отсутствие газа в своих терминалах объясняет тем, что поставщики на сегодня заняты урегулированием цен на свою продукцию, а потому временно прекратили его поставку.
В регион сжиженный газ поставляют две известные компании - Тенгизский и Жанаозеньский перерабатывающие заводы. Им не очень выгодно снабжать внутренний рынок своей продукцией по заниженным ценам. Разница цен на внутреннем рынке от европейских котировок колеблется от 5 до 40 долларов. Экспортный газ уходит на европейский рынок по цене в два раза выше, чем на казахстанский. Естественно, при таком раскладе событий никто не захочет проиграть. Тем более, что цена на нефть на мировом рынке значительно выросла. В этой ситуации Тенгизский завод намерен поднять цены на 10- 20%. Как отмечают уральские реализаторы газа, поставщики пересматривают цены на свои продукции ежеквартально. Однако никогда до последнего времени не было такого, чтобы они при этом прекращали поставки.
Между тем в последние несколько лет в регионе значительно увеличилось количество автотранспорта, владельцы которых в качестве топлива используют именно газ. Владельцы машин ведут переоборудование баков под сжиженный газ. Большинство госучреждений сразу же перевели свой парк автомашин на сжиженный газ. Спрос порождает предложение, всем этим занималась специализированное предприятие ТОО "Алау" до этого реализовывавшее бытовые газовые баллоны. Эффект значительный, выигрыш большой. Цена на газ составляет всего 19 тенге, в то время как бензин стоит свыше 40 тенге в зависимости от марки. Только в Западно-Казахстанской области действуют около 9 АЗС, реализующих газ. Но до недавнего времени перебоев практически не наблюдалось. И это несмотря на то, что поставка осуществлялась с Тенгиза, а не Карачаганака. Это первый случай сбоя, налаженной схемы. Владельцы авторанспорта в растерянности ( не считая гнева и возмущения), ведь газ в виде ГСМ - это новшество и им где попало не заправишься.
Но есть еще другой путь поставки такого газа. Это Россия. Однако АЗС, реализующие российский газ, также пусты. Там сразу же распродали, имеющуюся продукцию, а очередная партия застряла где-то по дороге.
Третий поставщик- это Новоозеньское предприятие. Там по данным специалистов, цены повышать вроде не собираются. Но оттуда также почему-то пока не идет сырье. А потребность только Западно-Казахстанской области в сжиженном газе составляет полторы тысячи тонн.
На сегодня ТОО "Алау" из собственных резервов обеспечивает газом машины "Скорой помощи", УВД и прочих объектов жизнеообеспечения Уральска. Остальные автомобили вынуждены были встать. Работа многих компаний в результате сего кризиса остановилась. На АЗС с раннего утра выстраиваются огромные очереди.
Но терять свое лицо никто не хочет, а потому буквально на днях стало известно, что Тенгизский газоперерабатывающий завод уже готов к отгрузке большой партии газа потребителям. Компания на днях намерена определиться и с ценой.
Однако прецедент создан. А это значит, что потребители уже начали задумываться, а насколько это выгодное дело - использование в качестве ГСМ газа. Бензин все-таки годами проверенный продукт, его если в одном месте нет, то в другой АЗС обязательно можно купить, хотя и здесь бывают перебои. А что ждать от газа?
Аналитики отмечают, что всему виной цены на мировом нефтегазовом рынке. Как было заявлено совсем недавно, в 2003 году ожидается увеличение казахстанского транзита нефти по КТК предположительно на 1,5 млн. тонн. В настоящее время транзит составляет 17,5 млн. тонн. Ожидается, что согласование по протоколу о казахстанском транзите на 2003 год будет подписано в октябре этого года. К тому же сама пропускная способность КТК к 2006 году будет увеличена до 38 млн. тонн в год.
В настоящее время КТК готовится принять нефть от новых грузоотправителей Казахстана, с которыми завершается согласование договоров о транспортировке. Пока поставку нефти в систему КТК осуществляет только СП Тенгизшевройл. И сегодня просто не выгодно осуществлять поставку столь ценного груза на внутренний рынок, платежеспособность которого всегда ниже мирового. А западно-казахстнацы считают оскорблением собственного достоинства тот факт, что сидя на газе им приходится постоянно кланяться в ноги то российским производителям газа, а теперь вот тенгизским. Предполагается, что с реализацией газового проекта по строительству перерабатывающего завода на Карачаганаке все проблемы разрешатся. Но этот проект будет окончательно реализован еще не скоро. А потому погоду будут делать иностранные и иногородние поставщики. Впрочем, газовая проблема в западном Казахстане стоит очень остро, особенно природного газа. На Карачаганке газ имеется. Ежегодно здесь добывается около 5 миллиардов кубических метров газа. Около 70% этой продукции поставляется на Оренбургский перерабатывающий завод, с которым еще с советских времен налажена экспортная схема. Оренбург после переработки продает уже готовый к потреблению газ Казахстану. Нашей республике ничего не остается как обратно покупать свой, и в то же время "чужой" газ. Цены Россия ставит высокие, каждый год они растут. С 1 октября цена на газ опять повысилась с 22 до 23 долларов. Следовательно, повысилось все, что привязано к газу. Сжиженный газ также привозной. Так что, сидя на газе, регион продолжает испытывать колоссальные проблемы с этим важным продуктом.