Газировка будет приравнена к пиву и сигаретам и подорожает в 1,5 раза

15 миллиардов убытка

Власти страны предлагают ввести акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. Причина – забота о здоровье нации. При этом у правительства нет объективного исследования по модели потребления продуктов питания в Казахстане и как привычки влияют на здоровье, считает Алия МАМЫТБАЕВА, руководитель Ассоциации “Производителей безалкогольных напитков и соков”.

Как всё будет выглядеть на практике – пока непонятно. Может статься, что применят модель акцизного обложения табака и алкоголя. Тогда на каждую бутылку производители сладкой воды будут наклеивать акцизные марки, которые будут покупать в КГД. В любом случае бизнес переложит все расходы на конечного потребителя и поднимет цены.

Использование модели акцизного обложения, по сути, неверно, считает глава ассоциации, так как сахаросодержащие напитки – соки, лимонады, морсы, компоты – такой же продукт, как и хлеб, и кондитерские изделия, и молочка.

Логично тогда поднять налоги и на сахар в этих продуктах. Но правительство, наоборот, включило сахар в список социально значимых товаров и ограничивает цены на него. В итоге народ ест чистый сахар, что вреднее.

Средний казахстанец выпивает 49 литров напитков в год. Это в 1,5 раза меньше, чем в мире. И не влияет на ожирение, развитие диабета, болезней почек, уверена Алия Мамытбаева. Экономический же ущерб от акциза будет огромен. При налоге в 20 процентов производство упадет на четверть. В последующий год налоговая база снизится со 132 млрд до 97 млрд тенге. 15 тысяч человек потеряют работу: 1,5 тысячи в основной, остальные - в смежных отраслях. Всего бюджет недополучит 15 миллиардов тенге по всем видам налогов.

430 миллиардов затрат

Рынок сахара в Казахстане – 500 тысяч тонн в год. Мы его потребляем в чистом виде или используем при производстве продуктов питания. С учетом импорта кондитерских изделий получается 29 кило на человека. Без ущерба для здоровья взрослый человек может съедать от 50 граммов (женщины) до 70 граммов (мужчины) сахара в сутки. Для детей норма меньше в 2–3 раза. В год выходит 18 кило. Ну пусть будет 20 кг. То есть мы уже потребляем больше нормы.

Но есть две поправки. Не все мы сладкоежки. Очень много людей не едят сладкого или ограничивают себя в нем. Их норма распределяется на остальных.

Почему это важно? Есть непрямая зависимость между уровнем потребления сладостей и развитием диабета в стране. По данным Международной федерации диабета, в Саудовской Аравии и Египте диабетом болеет каждый шестой житель, в Мексике – каждый седьмой. В Европе и США – десятый. Причина – сладкая жизнь. В прямом смысле. Но если у арабов это из-за восточных сладостей, то в странах “золотого миллиарда” – из-за насыщения продуктов питания “невидимым” сахаром. Прежде всего, в напитках. В той же Мексике обычный житель выпивает безумные 360 литров газировки.

Энергетическая ценность 100 мл колы – 42 ккал. В литре напитка больше 100 граммов сахара. В принципе, ни одна нормальная мама не позволит своему ребенку съесть зараз полстакана сахара. А вот выпить бутылку лимонада – да, пожалуйста. Сколько ложек сахара вы кладете в чай? Одну-две. Сладкоежки – три. И мы уже говорим, мол, кое-что слипнется. В стакане колы 4 ложки сахара с горкой.

Некоторые страны, с подачи ВОЗ, озаботились этой проблемой. Самый простой вариант – установить налог на сахар в продукте. Его уже собирают в Великобритании, Новой Зеландии, Польше, Вьетнаме, Мексике. В Сингапуре даже запретили рекламу сладких газировок. Результат – рост цен и... сокращение количества сахара в напитках.

В конце прошлого года были озвучены данные проекта “Бремя диабета для Казахстана”. В стране 373 тысячи диабетиков. Но неофициально считается, что этим недугом страдает каждый десятый взрослый. В Алматы число больных растет на 7 процентов в год. Прямые расходы на лечение составили более 20,5 млрд тенге в год. Потери экономики из-за инвалидности и нетрудоспособности больных составили 103 млрд тенге. Общие потери страны – 430 млрд тенге.

Портрет на асфальте

Отвечая на вопрос “КАРАВАНА”, кто основной потребитель сладких напитков в Казахстане, Алия Мамытбаева сказала, что это городские дети в возрасте до 16 лет. Такой ребенок минимум час в день проводит перед телевизором или с электронным гаджетом.

Для Казахстана характерно разбалансированное питание: мы в основном едим всухомятку. Особенно городские жители. И четверо из пяти ведут малоподвижный образ жизни. Можно нарисовать портрет потребителя газировки: это маленький, бледный, хилый, толстый, сутулый очкарик с испорченным желудком. Который рискует получить в будущем еще и диабет, став клиентом госпрограмм здравоохранения, так как болезнь включена в список опасных. Такой вот современный портрет будущего асфальтного индивида.

Понятно, что проблема здесь не в одном сахаре и безалкогольных напитках. Она, в числе прочих, и в плохом питании. Надо менять отношение к воспитанию детей, которые часто остаются сами по себе, с компьютерами и гаджетами.

Надо восстанавливать систему массового детского спорта, технических и художественных кружков.

Не так давно такие клубы и кружки финансировали государственные предприятия. Но что мешает создать систему их спонсорства частными предприятиями сегодня? Что мешает предложить совместить “Кодекс о здоровье населения” и программу развития массового спорта? Последняя, кстати, благополучно загибается из-за нехватки инициативных людей. Тогда производители газировок будут иметь не только экономическое право говорить об упущенной выгоде, но у них появится и неоспоримое моральное право критиковать власти.

АЛМАТЫ