"Газель" свое отъездила?

Среди них: 56 автобусных маршрутов, обеспечивающих в общей сложности 660 графиков движения, и 74 - микроавтобусных с 786 графиками.
Основная марка микроавтобусов, занимающихся общественными пассажирскими перевозками в Шымкенте и ЮКО - "Газели".
Практически все они в Южном Казахстане подвергаются своеобразному автотюнингу - переделке. В частности, трансформируются посадочные пассажирские места в салоне микроавтобуса.
Так заводская базовая комплектация предполагает наличие 13-14 пассажирских мест, причем две пары последних сдвоенных кресел располагаются строго по бортам и напротив друг друга.
В казахстанской переделке все кресла в основном располагаются друг за другом, и таким образом достигается увеличение количества мест еще на пару тройку.
Подобные "усовершенствования" абсолютно неприемлемы в России, где за этим в первую очередь следят органы ГБДД.
Там гаишники требуют от самих водителей строгого соответствия микроавтобуса не только нормам технического осмотра, но и проектному паспорту завода.
Последнее подразумевает, что безопасность пассажиров гарантируется непосредственно производителем. Отметим, что в принципе делать автотюнинг имеет право каждый владелец автомобиля любой марки, и сама фирма-производитель каких-либо авторских или иных интеллектуальных претензий к такому "самоделкину" не предъявляет. Другое дело, какие у него после этого сложатся отношения с органами дорожной инспекции.
В одних странах служивые придирчивы к любым изменениям в автомобиле, в других - следят лишь за стандартами, требуемыми при ежегодном прохождении технического осмотра.
В Казахстане дорожные полицейские в основном контролируют лишь техосмотр, а на остальные "конструкторские особенности" внимания не обращают.
Чем и пользуются шымкентские водилы, любыми путями стремясь увеличить пассажировместимость своего транспорта, пусть даже на одно-два места.
Между прочим, на собственном опыте пришлось убедиться, что "наша" переделанная "Газель" в общем-то даже удобней первоначального российского варианта.
Что касается безопасности. Пока еще в ЮКО официально не зафиксировано случаев ДТП, при которых человеческие жертвы или ранения пострадавших были бы усугублены непосредственно переделкой салона.
Правда, чтобы получить такую экспертную оценку потребуется очень дорогостоящая и длительная экспертиза, которую ни сами гаишники, ни тем более водители проводить, естественно, не собираются.
Пострадавшая же сторона предъявляет претензии (если предъявляет) к водителю-виновнику ДТП. И если ДТП совершил водитель микроавтобуса этой марки, то вина его скорее будет в том, что он не справился с рулевым управлением, нарушил правила дорожного движения, забил салон до отказа пассажирами, превысил скорость и т.п.
Вообще "Газель", как и любая другая серийная марка России, в принципе не является эталоном безопасности для пассажира. Хотя и в аутсайдерах она вроде не замечена.
Однако, по неписаному автомобильному закону, безопасность транспортного средства определяется прежде всего профессионализмом того, кто сидит за рулем этого автомобиля. А в отношении пассажирского транспорта этот закон справедлив вообще на все 300%.
Шымкентские "укротители газелей", в основном, прекрасные водители. Только вот часто создается ощущение, что правил дорожного движения они не знают вообще. И на этом фоне возможное ослабление безопасности, вызванное переделкой салона - пустяки по сравнению с лихачеством "газелей", которое можно наблюдать на дорогах Шымкента.
Не буду здесь описывать их "гонки по горизонтали", отмечу лишь, что постоянная конкурентная борьба между собой и битва за пассажиров идет, что называется не на жизнь, а на смерть.
Доля "газелистов" в статистике ДТП постоянно растет как количественно, так и качественно. Неслучайно городские власти последние два-три года очень активно требовали от дорожной полиции приструнить зарвавшиеся маршрутки, а от пассажирских компаний требовали реорганизации автопарка - замены микроавтобусов на более крупногабаритные.
С начала этого года среди шымкентских водителей газелей упорно муссировался слух, что некая фирма закупила значительный объем автобусов для обслуживания Шымкента.
Чтобы пролоббировать интересы фирмы, и власти, и гаишники, и другие госструктуры устроят якобы настоящую войну "Газелям".
В свою очередь водители микроавтобусов готовились противодействовать таким конкурентам всеми доступными средствами. Однако действительность оказалась даже более жесткой, чем они ожидали...
Как сообщил советник акима ЮКО по вопросам пассажирского транспорта П. Бейсибеков, компании-перевозчики Шымкента закупили первые 15 крупногабаритных автобусов чешской фирмы "Karosa". До осени планируется поставка 220 таких автобусов.
Каких-либо карательных акций по отношению к микроавтобусам не планируется в принципе. Но здесь свое возьмут законы рыночной экономики. Естественно предположить, что тендер на обслуживания городских маршрутов будут выигрывать преимущественно те компании, которые имеют более комфортабельный и современный общественный транспорт. Опять же пассажиры скорее всего предпочтут ехать во вместительном автобусе, нежели набиваться в "газель". Тем более что оплата в автобусе дешевле (20 тенге) чем в экспрессе (30 тенге), и это соотношение будет сохраняться даже в случае возможного увеличения транспортного тарифа.
А если к тому же автобусы будут ездить так же часто, как "газели", то у микроавтобусов вообще не останется шансов на безбедное существование. А то, что 220 "Карос" смогут обеспечить потребности пассажиропотоков Шымкента, оставив без работы добрую половину микроавтобусов - мало кто сомневается.
С точки зрения пассажиров и пешеходов можно вполне положительно относиться к наметившейся эре вымирания "Газелей".
Будем надеяться, что сами водители микроавтобусов, во всяком случае, наиболее профессиональные из них, пересядут за руль чешской "Каросы".