Но календарь не обманешь, и она, подлая, приходит. Причем в Казахстане - традиционно внезапно.
Только у нас в стране вопрос о готовности к холодному периоду года рассматривается на заседаниях правительства и Совета безопасности. Только у нас из года в год может повторяться один и тот же сценарий, когда население богатейшей по сырьевым ресурсам и "золотой" по географическому положению территории начинает варить пельмени на кострах.
Понятно - Индия, там при ноле градусов народ пачками мрет от переохлаждения, а уж снегопад - это просто конец света, кара Кришны. Но в Казахстане даже юг, полагаю, еще не скоро превратится в субтропики, и алматинцы отнюдь не чураются покупки дубленок и пуховиков.
Поскольку за годы суверенных катаклизмов я превратился в сильно тертого калача - сиживали при свечах, сиживали! - то меня, как потребителя любой энергии, дарующей тепло, волнует вопрос: что будет нынче с газом?
Вот очень симпатичная информация, несущая в народные массы заряд позитива. "КазТрансГаз" и китайская национальная нефтегазовая корпорация заключили соглашение об основных принципах строительства и эксплуатации газопровода Казахстан - Китай. Принципы такие: строить будут в два этапа, первый участок пройдет через Шымкент до Хоргоса. Его пропускная способность - 40 миллиардов кубометров в год, протяженность -1333 километра, сроки строительства -2008-2009 годы.
Я страшно рад за китайцев, которым наш газ поможет согреться, наладить производство чего-нибудь позарез необходимого мировому рынку. Рад, как потомственный интернационалист и человек нежадный. Но как патриот, не могу не намекнуть: а мы? Придет ли голубое топливо в дома отечественного газосжигателя? Ведь в общей сложности внутренние потребности страны составляют сегодня ни много, ни мало - 7 миллиардов кубометров. 900 миллионов из них нужны Аматы. Из этого объема чуть менее трети - 230-240 миллионов кубометров - потребляет население города. При стремительной застройке, которую мы имеем сомнительное удовольствие наблюдать, через год объем газа, необходимый для жизни мегаполиса, увеличится, по прогнозам специалистов, до миллиарда кубометров.
Как известно, в южную столицу эти кубометры идут из Узбекистана через Кыргызстан. В хитросплетениях газовых загогулин разобраться не так-то просто. Почему, к примеру, имея собственные месторождения, мы покупаем газ у соседей, порой достаточно капризно диктующих свои условия? Вопрос тривиальный и риторический. Ответа на него не существует. Правда, в этом году руководство АО "КазТрансГаз" заявило, что имеет достаточно денег для обеспечения авансовых платежей продавцу. Это несколько согрело мне душу. Ладно, с узбеками как-нибудь сторгуемся. А киргизы? Ведь даже алматинский школьник знает, почему зимой у нас не бывает газа - по пути сперли. Стратегическая труба, как свиноматка, питает всех присасывающихся по ходу экономической пьесы. И каждый год - опять-таки после того, как зима все же начинается - начинается и выяснение отношений. Сторожей через метр не поставишь. "Качали?" - наезжаем мы. "Да никогда!", - идут в несознанку соседи. Проходит лето - и снова то же самое. Меж тем трубопроводик-то ветшает. По мнению специалистов, состояние кыргызского участка оценивается как аварийное, что, соответственно, несет угрозу бесперебойному газоснабжению Алматы.
Конечно, опыт - сын ошибок трудных, и это замечательно. Но, может быть, уже достаточно накоплено ошибок, чтобы дитя получилось не дебилом, а нормально развитым? Почему бы правительству нашему, наконец, не озаботиться явно не решаемой силами газовиков проблемой, коли уж оно так придирчиво рассматривает готовность к зиме на местах. Надоело вечно испытывать винни-пухову растерянность: утром ты беззаботно варишь кофе, а вечером газовая плита - как пустой горшок.
Фото с сайта http://www.irvispress.ru