Подробнее об этом говорится в материале «Ритм Евразии».
Взлетевшие цены на авиабилеты, ограничения из-за пандемии коронавируса, дороговизна трудовых патентов в РФ, необходимость сдавать экзамены на знание русского языка и истории вынудили многих трудовых мигрантов из сопредельных стран Центральной Азии – Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана – искать работу в Казахстане, отмечает автор материала. "Как правило, они представляют собой рабочую силу, от которой либо вовсе не требуется квалификация, либо достаточно квалификации низкого уровня. Основными отраслями применения иностранной рабочей силы являются строительство, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность. Это та пресловутая дешевая рабочая сила, которая берется за работу, на которую местные жители идти не хотят, и согласна на любые условия. Труд, как правило, физически тяжелый, без праздников, выходных."
«Самый главный показатель положения гастарбайтеров в РК – их полная незащищенность перед работодателем. Соглашения – только на словах, следовательно, никаких трудовых договоров, профсоюзов, соблюдения мер безопасности. Работодатель сколько захочет – столько и заплатит. И это понятно. Трудовые мигранты с неурегулированным статусом квалифицируются как правонарушители, обладают очень ограниченным доступом к правосудию и зачастую не решаются обращаться к властям с жалобами на нарушение их прав. Шаткое административное положение ограничивает доступ их детей к образованию, а всей семьи к медицинскому обслуживанию. Размер зарплаты гастарбайтера в зависимости от времени года, объема и характера работы, порядочности нанимателя составляет от 50 до 150 тысяч тенге», - говорится в публикации.
Неофициальный спрос на такую рабочую силу породил образование черного рынка труда. И это тоже понятно. Десятки тысяч работодателей нуждаются в нелегальной рабочей силе, экономя на зарплатах, социальных гарантиях. Бюджет страны на этом теряет миллионы в виде неуплаченных налогов и миллиарды, вывезенные нелегальными мигрантами из страны.
По данным минтруда и социальной защиты населения, на 1 июля 2021 года официально по разрешениям местных исполнительных органов на территории Казахстана трудилось 15,8 тысячи иностранцев. Авторы отмечают, что в текущем году квота на иностранную рабочую силу составила 29,3 тысячи человек. Количество заявок от работодателей на привлечение иностранных специалистов значительно меньше лимита. Некоторые регионы Казахстана даже стали оплачивать мигрантам из соседних стран дорожные расходы.
«Внешне все прекрасно: и мигрантов мало, и места рабочие выбирай на вкус. Отчего же тогда в республике почти 3 миллиона формально самозанятых, многие из которых фактически безработные?» - вопрошают авторы.
По мнению авторов, программы властей по содействию занятости зачастую сводятся к краткосрочным образовательным курсам или обучению техническим навыкам и основам предпринимательства. По факту же имеем отсутствие реальной помощи в трудоустройстве и предложение низкой оплаты труда, для чего используются различные механизмы дискриминации.
Законодательством республики определены четыре категории, по которым допустим въезд иностранцев на работу: топ-менеджеры, высококвалифицированные специалисты, высококвалифицированные работники и сезонные сельскохозяйственные работники. Среди них лидируют специалисты (49 процентов), руководители структурных подразделений (21 процент), сезонные рабочие (13 процентов).
Среди стран, из которых казахстанские работодатели «выписывают» специалистов, – Италия, США, Франция, Германия, Румыния, Азербайджан, Таджикистан и т. д. Однако на первом месте стоит Китай: его граждане занимают 23 процента от общей численности зарегистрированных экспатов. Большая их часть работает в строительстве, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Почти одинаковую долю занимают Узбекистан (11 процентов) и Турция (10 процентов). Узбеки работают в основном в сельском, лесном и рыбном хозяйстве и на стройках. Граждане Турции в Казахстане – это рабочие в строительной индустрии. Там же получают работу приехавшие из Индии (доля в 7 процентов). Большая часть граждан Великобритании, получающих квоту на работу в РК (их 6 процентов), занимает должности в административной, профессиональной научной и технической деятельности. Подчеркнем, что речь идет о «квотированных» специалистах.
Истинная ситуация с трудовыми мигрантами не находит своего отражения в официальной статистике, и достоверных данных о масштабах трудовой миграции в Казахстан нет. И это понятно. Миграционная политика не стимулирует легальную работу мигрантов. Значительная часть из них, пользуясь безвизовым пребыванием, нелегально трудится на стройках, убирает урожай, торгует на рынках городов и поселков.
Большое количество рабочей силы используется в сельском хозяйстве и находится в особо уязвимом положении, поскольку в Казахстане нет законодательства, регулирующего отношения между владельцем земельных угодий и сезонным трудовым мигрантом. Так, сегодня в Атырауской области 70 процентов рабочих на полях – мигранты. Другой отраслью, которую в Казахстане трудно представить без труда мигрантов, является строительство (6 процентов в структуре ВВП в прошлом году). Доступные данные свидетельствуют: в начале 2020 года в строительстве были заняты 45 процентов работающих по квоте иностранцев. А ведь, кроме официально занятых на стройплощадках республики, трудятся и мигранты с неурегулированным статусом.
В стране увеличиваются риски, связанные с нелегальной миграцией. Во-первых, это коррупция. Во-вторых, неуплата налогов работодателями и иммигрантами. В-третьих, перетекание капиталов и рабочей силы в сферу теневой экономики. В-четвертых, формирование трудно контролируемых этнических анклавов на рынке труда и связанные с этим учащающиеся криминальные локальные трудовые конфликты. В-пятых, занятость нелегальных мигрантов в трудоемких производствах тормозит процессы автоматизации, механизации и технологизации, особенно в сельском хозяйстве.
«Трудовая миграция – не самостоятельная проблема, а часть структурной проблемы рынка труда, к которой нужен комплексный подход, создающий систему работы с мигрантами. Поэтому в рамках ЕАЭС целесообразно формировать единую миграционную политику, которая предполагает взаимную ответственность стран, направляющих и принимающих трудовых мигрантов. Это позволит найти баланс между иностранной и местной рабочей силой», - резюмировали авторы.