На Западной Украине – ранняя весна. Желтым кипением цветет алыча, розовым – вишня, белым – яблоня. Дождей практически нет и прогретая солнцем земля ждет своего зерна. Точно также по городам Галичины люди ждут часа «Х» – дня, когда в Украине пройдут президентские выборы.
На терновом поле
«Сердце» Западного Подолья – город Тернополь – самый недорогой областной центр на всей Западной Украине. Дешевые и добротные гостиницы, качественная еда, сверкающее серебром плеса Тернопольское озеро, на котором тренируются спортсмены на байдарках и каноэ, юные и не очень парочки на живописном Острове Любви – город погружен в сладостную весеннюю полудрему, набираясь сил к лету. Но эта тишина обманчива…
«Город захлестнула шпиономания. – Говорит старший администратор гостиницы «Рута» Нина Иванив. – Каждый день по гостиницам звонят из областного СБУ (Служба безопасности Украины) и мы отчитываемся, что за постояльцы поселились в гостинице. А началось все с трагикомического случая: в Тернополь заявились 4 эмиссара из России и прямиком к отставным советским офицерам – дескать, дадим вам деньги и оружие, а вы начинайте на Западной Украине партизанскую войну. Ну, те их и повязали и сдали в местное СБУ. Какими же идиотами надо быть, чтобы ехать с такими предложениями в Галичниу?!».
Действительно, покой в родном доме Тернопольщина, на территории которой еще в 1960 году ХХ века шли последние бои Украинской Повстанческой Армии с Советской властью, ценит превыше всего. Одинокая палатка «УНА – УНСО» на проспекте Шевченко в центре города не привлекает ничьего внимания. Горожане обходят ее как пустое место, а три фигуры в потрепаном камуфляже – ее обитатели – смотрят на них с завистью: люди заняты делом, а они?.. Не случайно на заборе у реконструируемого здания Нового Замка красуются две красноречивых надписи: «Мы против власти и оппозиции» и «Тимошенко забирайся геть за грати» (Тимошенко, убирайся вон за решетку»). О лидере «Правого сектора» Дмитрии Яроше, который несколько лет жил в Тернополе, горожане отзываются крайне негативно: бандит и вор. Область приняла 150 крымско-татарских семей с «преданного полуострова», как его здесь называют. На президентских выборах будут голосовать за Петра Порошенко. А новый глава областной администрации Олег Сиротюк твердо пообещал своим землякам: с 1 июня 2014 года 50% доходов область будет оставлять в своем бюджете (Тернопольщина – самый черноземный регион Украины), а не отдавать в «ненасытный» Киев, чтобы потом жить на дотации из центра. И, не дожидаясь вступления в Европейский Союз, область будет развивать торгово-экономические отношения со странами Европы, исторически связанными с Западным Подольем – Австрией, Германией и Польшей.
Город Льва «погряз» в туристах
Гордый Львов – «город королевский», «столица» Западной Украины – неустанно трудится, не обращая внимания на «политическую свалку» на Востоке Украины. К этому его обязывает статус: с 1998 года исторический центр города внесен в Мировое наследие ЮНЕСКО. Поэтому, если где-то от ветхости вдруг рухнет старое здание, на его месте срочно и добротно строят новое «под старину»: из «дикого камня», красного кирпича, плинфы, под черепичной крышей, с деревянными окнами, витражами и коваными решетками. И, несмотря ни на какие политические катаклизмы, город остается востребованным в туристическом плане – по нему шумными стайками передвигаются австрийцы, поляки, немцы, венгры, чехи, словаки, канадцы… Но, самое главное, произошел бум внутреннего туризма: Одесса, Херсон, Запорожье, Днепропетровск, Харьков решили посмотреть на «живых бандеровцев». И с удивлением убедились (как сказал харьковской группе возле Львовского оперного театра экскурсовод Виталий), что это такие же люди, как и они: в кафе, магазинах, музеях, даже более культурные и сдержанные, чем на Востоке Украины.
«Отголоски» Майдана зацепили Львов с 18 по 20 февраля. – Рассказывает директор издательства «Каменяр» Дмитрий Сапига. – Тогда заезжие «варяги» захватили областную прокуратуру и пытались грабить магазины. Я не очень люблю русских, но в те дни объединенная «самооборона Львова», состоящая из украинцев, русских, евреев и поляков, быстро навела порядок. К тому же прокуратура сгорела «выборочно»: только уголовные дела. У Львова есть свой гонор, есть львовские батяры (шпана), но свой город любят все – от мала до велика. И Львовская область любит – она каждые выходные приезжает сюда на экскурсии. Наша областная СБУ сработала четко – отследили, кто грабил военные склады (украли 8 тысяч единиц стрелкового оружия) и обратились по телевидению и через газеты с предложением сдать похищенное оружие до 1 мая 2014 года. Если этого не произойдет – начнется «точечное» уничтожение бандитов. И это подействовало: звонили «инкогнито», возвращая и подбрасывая по 200-300 единиц, вернули все пулеметы и автоматы, общим числом 7950 штук. «Без вести» пропали 50 пистолетов, хотя и не совсем. Из одного из них отстреливался в городе Ровно от милиции Александр Музычко (Сашко Билый). И то, что его «убрали», Галичина одобряет: он не наш, а с Волыни. К тому же в Чечне воевал не в первую кампанию с Дудаевым, как многие наши – за идею, а во вторую, с Масхадовым, за деньги, как наемник. На Украине занимался «отжиманием» бизнеса. В общем, жил, как уголовник, так и закончил… К слову, Львов будет голосовать за Порошенко…».
Торжество здравого смысла
Да, Западная Украина, дважды рекрутировавшая своих граждан на киевский майдан в 2004 и 2014 годах (среди погибших из «Небесной сотни» есть 4 студента Львовского государственного университета имени Ивана Франко), не горит желанием посадить себе на шею «приднепровских дармоедов» (так говорят во Львове). Львовская область приняла 350 семей крымских татар. Ужгород (Закарпатье), Черновцы (Буковина), Луцк (Волынь) однозначно собираются отдать свои голоса за Петра Порошенко, в Ивано-Франковске за него – 50% , остальные – за Юлию Тимошенко. И даже в Ровно, находящемся в центре уранового кряжа, где пьют и матерятся и русские, и украинцы, за него готов проголосовать каждый третий избиратель.
На проспекте Свободы во Львове, возле памятника Тарасу Шевченко, устроен «минимайдан»: две палатки УНА – УНСО и крытая эстрада. Народ туда собирается, в основном, по выходным дням, исключение составили 40 дней со дня гибели героев «Небесной сотни». Но когда на сцену вышел священник и предложил помолиться, площадь быстро опустела: как зло сказал один из уходящих мужчин «В Киеве надо молиться, а во Львове для этого, слава Богу, есть церкви, и не надо тут спектакль устраивать». К слову, если обойтись без спектакля: знаменитый львовский Дом книги продан под бутик с товарами с парижской барахолки, закрылись солидные издательства «Лiтопис УПА» и «Центр Европы» и газета «За вiльну Украiну», сильно упали тиражи ведущих львовских газет «Высокий замок» и «Суботня пошта».
Бойковские картинки
Побывав на своей «малой» родине – в городе Стрый, а также в городах Самбор, Дрогобыч и Трускавец на Львовщине и городе Болехов на Ивано-Франковщине – исторической территории Бойковщины, я убедился, что мои земляки не страдают комплексом «провинциализма» – во всех городах активно интересуются политикой, следят за новостями. И если во Львове представители местной интеллигенции на моих глазах битый час не могли «отличить» народную артистку Украины, певицу Нину Матвиенко от председателя Совета Федерации России Валентины Матвиенко, то в Стрыю местные жители полностью поддерживают своего земляка, бывшего и. о. министра обороны Украины, адмирала флота Игоря Тенюха, отказавшегося бросить на Крым единственную боеспособную часть – 6 тысяч бойцов и подавшего в отставку, чтобы показать, что он не держится за место в правительстве. «Нам нужны не трупы, а единая Украина. – Говорит директор историко-этнографического музея «Бойковщина» в городе Самборе Роксоляна Данчин. – Крым политически уже не вернешь – это можно сделать только экономически, да и то нескоро. А вот Донецк и Луганск оторвать от Украины мы не позволим. Пусть говорят по-русски, но в составе Украины. Мы – единая страна и не надо никакой федерализации. А тем, кто кричит о «русскости» Донбасса, напомню: автор «программного» стихотворения нашей литературы «Любить Украiну!» Владимир Сосюра родился на Донетчине».
Автор: Андрей Черненко, Тернополь – Львов – Бойковщина – Алматы.