Ситуация вокруг инициированных Германией и Великобританией вопросов глобального потепления климата сложилась такая, что ни Соединенные Штаты, ни, как оказывается, Россия не готовы в полной мере к данной дискуссии.
США еще даже Киотское соглашение не подписали, тогда как Россия отослала инициаторов вопроса к 2012 году, когда глобальное соглашение потеряет свой юридический статус.
Ничего путного означает, что саммит на самом деле оказался крайне неэффективным. Вопрос глобального потепления, с одной стороны, не вызвал никакой реакции американского президента, с другой стороны, Путин неожиданно поддержал американскую позицию в их противостоянии с Германией и другими странами Европейского Союза.
Он не только отослал к 2012 году, когда закончится срок действия Киотского протокола, но и указал, что "к этим действиям должны быть причастны другие страны-эмитенты CO2". В то же время европейские страны, предлагавшие зафиксировать в итоговом документе саммита конкретные целевые показатели, фактически оказались у разбитого корыта.
Ничего путного касательно итогов саммита ни в коей мере не относится к той роли, которую отвели на G8 российскому президенту Владимиру Путину. Вообще, последние саммиты в этом формате стали своего рода площадкой для Запада, где Россию пытаются уговорить и уломать. Правда, западные лидеры слегка забывают, что Россия - не женщина, и никаким сторонним внушениям не подвластна. Остается лишь один вариант действий: надеяться, что постепенно Москва может смягчить свою позицию по двум главным вопросам - проблеме Косово и размещения ПРО в Европе.
Дипломатические ужимки и недалекая прямолинейность
Кажется, французский президент Николя Саркози добился того, чего хотел. Первое, российский президент позвонил его жене на мобильный телефон и передал "привет" от России. Второе, сумел сказать публично о том, что "мир нуждается в России, и полноценное сотрудничество без России я не представляю! Мое сердце открыто, я понимаю, как много перенесла Россия...". После всей недавней антироссийской риторики Саркози, эту реплику можно воспринимать лишь как дипломатические ужимки, направленные на то, чтобы создать благоприятный имидж Франции в глазах россиян.
Английский экс-премьер Тони Блэр, можно сказать, сильно провинился перед участниками саммита. Накануне встречи он заявил, что не будет рекомендовать британским компаниям делать инвестиции в бизнес в России. Судя по всему, это заявление произвело на Владимира Путина сильное впечатление. Российские фондовые рынки отреагировали на данное заявление падением котировок, а российский президент задумал дать ответ именно на G8. Воспользовавшись моментом, Путин сказал, что российские компании инвестируют в бизнес за границей по 140 миллиардов долларов в год, и что даже страдают из-за этого, и совершенно иначе, чем британские компании в России. При этом, напомнив факт родом из одной африканской страны, где в качестве заложников захватили россиян.
Тема помощи африканским странам оказалась очень даже интересной. На сей счет исчерпывающе высказался президент США Джордж Буш:
- Я уверен,- произнес он,- чем им больше дают, тем они больше просят.
Из этого следует, что африканские страны, ожидающие снижения импортных пошлин на их товары, в США ожидает не самая теплая встреча.
Баку готов к диалогу
Габалинская радиолокационная станция (РЛС) в Азербайджане действует с 1985 года. Сейчас находится на правах аренды у России. Руководитель азербайджанского министерства иностранных дел Эльмар Мамедьяров заявил в день, когда проходил саммит, о том, что страна готова приступить к консультациям с США и Россией о совместном использовании РЛС.
Выступая перед журналистами, Эльмар Мамедьяров пояснил, что вопрос о совместной эксплуатации РЛС обсуждается уже некоторое время. "Российская сторона вышла на нас с инициативой, - продолжил дипломат, - что они хотят предложить совместное (с США) пользование (станцией) или в какой-то форме делиться информацией с США".
При этом Азербайджан считает, что совместное использование РЛС "может принести только больше стабильности", и готов к обсуждению этого вопроса в двух- или трехстороннем формате.
Сюрприз российского президента своему американскому коллеге заключался в том, чтобы элементы ПРО не размещать в Чехии, а перенести программу противоракетной обороны в Азербайджан.
В этом ракурсе саммит можно назвать вполне успешным. Правда, на очной встрече Буш и Путин договорились решить проблему американской ПРО в Европе на встрече в июле в доме родителей американского президента.
Друг, не друг…
Гадание на кофейной гуще - дело неблагодарное, а в части, которая касается глобальной политики - неразумное. В данной связи интересны высказывания на саммите американского президента Джорджа Буша и его российского коллеги Владимира Путина. Естественно, они больше всего высказались по вопросу ПРО в Европе.
"Он ( президент России - прим. А.А.) говорил о своей озабоченности мне, - сказал президент США.- Она в том, что ПРО в Европе не является, по его мнению, актом, который сделал друг... президент России изложил некоторые интересные предложения, в результате мы решили провести стратегический диалог по ПРО, в котором будут участвовать госдеп и наше оборонное ведомство. Это будет серьезная дискуссия, и в результате, надеюсь, будет лучшее понимание технологий, которые будут задействованы нами...".
По сути, это означало, что США идут на уступки России, о которых еще несколько дней назад и речи быть не могло.
"Я не говорил, что друзья не действуют таким образом,- в ответ на это заявил Владимир Путин, словно давая понять, что этих уступок ему мало.- Но расхождения действительно есть...".
Как дипломатично заявил российский президент, в ходе ознакомления с американскими предложениями по ПРО, у России появились свои мысли на этот счет. Это говорило о том, что, во-первых, Россию изначально не устраивали американские предложения и, во-вторых, Москва ставила перед собой лишь одну цель - выработать альтернативу.
Тогда же прозвучало предложение России к США совместно использовать РЛС в Азербайджане, которой Москва владеет на правах аренды.
Путинское предложение заметно меняет географию размещения американских ПРО, позволяя работать сторонам в автономном режиме и закрывать не только часть континента (как в варианте размещения ПРО в Чехии - прим. А.А.), а всю Европу. Естественно, прежде чем сделать подобное предложение Путин обсудил вопрос с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, который, по словам Путина, "будет рад" помочь России и США.
При этом российский президент увязал вопрос возможного сотрудничества с американцами на РЛС в Азербайджане с давно обсуждаемым в России вопросом перенацеливания стратегических ракет на европейские города.
Расклад довольно простой: американцы принимают новое предложение, Россия не перенацеливает ракеты. И далее, как заявил Путин, это снимет необходимость размещать ударные комплексы вблизи от европейских границ и в космосе.
Пока угроза возникнет
Путин показал себя на саммите большим оптимистом. Он уверен, что в случае согласованных действий США и России угрозы безопасности для Европы не возникнет.
В частности, он указал, что в случае проведения испытания ядерного оружия Ираном, последнему потребуется как минимум 3-5 лет, чтобы ядерные ракеты поставить на дежурство. "Этого времени достаточно, - сказал Путин, - чтобы разместить средства ПРО. Сколь долго бы ни продолжались наши переговоры, мы не опоздаем".
Поверил Буш Путину или нет, покажет время. Кстати, ждать первых результатов осталось совсем недолго - в июле состоится встреча президентов по вопросу ПРО в США. Европейцы также должны понимать, что чем больше у России возникает опасений по поводу действий Запада вблизи национальных границ, тем ниже уровень глобальной безопасности и в Европе.
Не думаю, что жители Европы с большим воодушевлением воспримут сообщения о том, что Россия перенацелила свои ядерные ракеты на их дома.
Они хотят мирно и спокойно жить в мире не только с собой, но и большим соседом к востоку от своих границ.