Каньшин играл в симфоническом оркестре более двадцати лет, а сегодня сам руководит небольшим “оркестром ударных инструментов” из десяти человек. Их музыкальная поддержка на матчах казахстанской сборной важна, как и присутствие болельщиков.
Первый блин – как обычно
– Как родилась идея поддерживать футболистов сборной?
– Позвонила группа фанатов, представившись от Футбольной федерации Казахстана, они искали барабанщиков, вышли на меня. Это было перед игрой с украинцами. Впервые же мы сыграли два года назад на Кубке Президента. Но первый блин вышел комом. Акимат вмешался, и нас рассадили по несколько человек по разным секторам. В итоге – никакого эффекта, хотя барабанщиков было много – человек пятнадцать! Когда игра закончилась, я сказал, что только вместе мы представляем силу. А получилось, как у полупьяного болельщика, когда тот идет на стадион, прихватив с собой трубу или барабан... В следующий раз мы сделали уже по-своему.
– Вы играете только на матчах национальной команды?
– Да, клубы нас не приглашают, я как-то намекнул, но мне сказали в федерации: “мы тут сами на общественных началах”. Приглашали один раз на игру молодежки.
– Барабаны принадлежат колледжу?
– В основном да. У нас два больших и восемь малых барабанов. Хотя хорошие ударники уже приобрели их себе, но первый, второй курсы берут инструменты в колледже.
Враг не пройдет!
– Свои “футбольные” произведения сами придумываете?
– Да, причем они основаны на острых ритмических рисунках с национальным оттенком. (Начинает напевать: “Там-тарам, пам-тарам, пам-Казахстан”.) Ритмов у нас неограниченное количество. За матч мы играем 10–15 разных отрывков. Все зависит от того, у наших ли мяч, – я не даю врагу нападать на нас под нашу же музыку!
Может, вы заметили: при подходе к штрафной площади или перед угловым мы начинаем аччелерандо, то есть ускорение. А когда мяч летит в район вратарской, мы переходим на барабанную дробь!
– Что творится в ваших рядах во время гола?
– Кто во что горазд! Как и всех, нас переполняет радость! Конечно, за два часа ребята очень устают, но так как они очень молоды, то быстро и отходят. В основном болят руки, потому что я все время требую от них играть громче, ярче.
– Какой матч за это время больше всего запомнился?
– С англичанами, конечно! Наши старались. Но класс есть класс. Забей в начале встречи или засчитай судья тот гол, все могло бы быть по-другому. Я дома смотрел повтор и пришел к выводу: гол можно было бы и засчитать!
С белорусами мы в первом тайме вели 1:0, я подумал: “Хоть бы ничья…”. А во втором тайме пять голов пропустили… Это было ужасно, вспоминать не хочется!
– Вам передается настроение зрителей и игроков?
– А как же! Но я ребятам говорю: что бы ни случилось, мы все равно должны поддерживать наших футболистов.
Все начиналось с “Кайрата”
– Вообще музыканты, как правило, далеки от спорта…
– Вы ошибаетесь. Среди музыкантов очень много болельщиков, другое дело, что они не занимаются спортом, потому что у них сидячая работа.
В 1961 году я приехал в Алма-Ату поступать в консерваторию, мне было 20 лет, тогда я и влюбился в “Кайрат”! И до сих пор люблю. Ребята-барабанщики, которые играют на матчах, действительно увлечены футболом так же, как и я.
Когда хорошо играют в футбол, любому понравится. Вот англичане – первый пас, второй, третий, возможно, только шестой игрок ошибется. А у нас, если первый пройдет, то второй точно отдаст в ноги сопернику... Мне кажется, беда нашей национальной сборной в том, что идет невидимая для большинства борьба клубных тренеров и главного тренера. Уезжающего на сборы игрока тренер клубной команды напутствует примерно так: “Иди, играй, но помни: тебе играть здесь. Не сломайся”.
– У вашей команды барабанщиков есть любимчики среди казахстанских игроков?
– Сейчас молодежь пошла хорошая. Танат Нусербаев молодец, техничный, быстрый игрок, те же Смаков, Жумаскалиев.
Футбол, как и балет, – здесь важна молодость. Бекхэм тоже был хорошим игроком, но против Казахстана его выпустили ради рекламы – знают, что болельщики по всему миру его любят.
Футболисты пока не благодарили
– Когда наши плохо играют, и у вас нет настроения?
– Когда расходимся после проигранных игр, у всех тяжелый осадок, да еще усталость вдвойне на нас отражается. Но на следующую игру мы приходим с новыми силами и эмоциями.
– Простите, но ведь очень редко результат бывает в пользу нашей сборной.
– Зато когда у Андорры выиграли, мы кайфовали. Если делаешь любимое дело, от которого ты получаешь удовольствие, ни о какой усталости и речи быть не может.
– Футболисты к вам подходят, благодарят за музыкальную поддержку?
– Нет, такого пока не было. Но я думаю, им нравится.
– Вы до сих пор играете “за спасибо”?
– Да, бесплатно. Но мы же идем на футбол, и ребята хоть не платят за входные билеты.
Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ, Тахир САСЫКОВ (фото)