Футбол и лопаты, или Бери больше, бросай дальше

За год в казахстанском футболе стало больше денег, но не появилось новых полей. И пока тенге успешно самодевальвируется, нет никаких гарантий, что в следующем сезоне в клубы премьер-лиги будут вкладывать также беспрецедентно много, как сейчас.

В сентябре в нашем футболе появился гораздо более интересный повод для разговоров, чем сама игра и битва за чемпионство, – борьба за пост президента ФФК между нынешним главой организации Ерланом Кожагапановым и Айсултаном Назарбаевым. Почти полтора месяца это была самая обсуждаемая тема для пересудов и сплетен, но сейчас даже она перестала вызывать ожесточенные споры и матерные дискуссии.

Впрочем, любому, кто возглавит Федерацию футбола Казахстана, придется столкнуться с множеством проблем. Об одной из них и пойдет речь.

Год назад, разговаривая с одним известным игроком, к которому никогда ни у кого не было претензий по самоотдаче и профессиональному подходу к футболу, я поразился одной его фразе. Рассказывая о своих одноклубниках, не выигравших, к слову, медалей, он их похвалил, заявив: “Ребята свои задачи на сезон решили, но лопату не бросили. И в последних играх выкладывались”.

“Бросить лопату” – это перестать играть, если переводить с языка казахстанского футбола. “Почему ты их хвалишь? – удивился я. – Пусть они решили свои мелкие клубные задачи, но ведь за победы вам платят премиальные, которые иногда превышают годовой доход среднего казахстанца. Это нормальное отношение к работе, которую ты выполняешь”. В ответ послышались оправдания. Мол, тяжелый сезон, плохие поля, сложные переезды, странные порой решения судей, которые приводят к тому, что “все устают”. И поэтому бросают лопату.

Хотя с того разговора прошел год, меня не покидает ощущение, что в казахстанском футболе лишь несколько людей не бросают лопаты и прочий садовый инвентарь. Всех остальных все устраивает.

В Актобе акимат выделяет местному клубу колоссальный бюджет – не менее 3,1 миллиарда тенге, и руководство команды устраивает, что “Актобе” играет на поле детско-юношеской спортивной школы.

Директорам клубов, финансируемых из бюджета, нравится, что их деятельность финансово непрозрачная. Нет никаких публичных отчетов о тратах, публикаций бюджетов в прессе. Взамен – кулуарные перешептывания, рассказы в духе “а какую ему зарплату положили! Но ошиблись в нем”.

Федерацию футбола Казахстана устраивает ситуация, когда воспитанник казахстанского футбола Георгий Жуков демонстративно отказался играть за нашу сборную. И хотя у него уже было условное наказание за подобное прегрешение и в мире случались похожие случаи, приводившие к непременной дисквалификации игрока, Жуков как играл за “Астану”, так и доигрался с ней до чемпионства.

Давным-давно, когда Адильбек Джаксыбеков только возглавил ФФК, в нашем футболе началась так называемая “борьба за очищение футбола”. Четверо судей были пожизненно отстранены от работы, а два матча некая экспертная комиссия признала договорными. Сейчас в федерации другое руководство, которое вроде бы публично пообещало разобраться с рефери, но дальше слов дело не пошло. Не было и никаких заседаний экспертной комиссии или бесед с интересными людьми. С такими, как игрок “Актобе” Сергей Хижниченко. Его недолгое пребывание на поле в “золотом” матче “Астаны” против актюбинцев только по странному совпадению не стало хитом в YouTube. Игрок, вышедший на замену при счете 0:0, сначала как-то странно среагировал на попытку нападающего хозяев пробить, затем ввязался в потасовку со своим же игроком и в итоге заработал удаление. А вскоре астанинцы забили гол и стали чемпионами. Почему бы не собрать какую-нибудь комиссию, послушать, что скажет игрок?

Хотя кто это будет делать? Ведь сезон заканчивается. Все устали. Время собирать камни. И бросать лопаты.

Алматы