Фотопроекты Кирилла Симакова, привлекшие внимание Папы Римского и профессионалов из сферы искусства

На выставках в Москве и в Европе были представлены его фотосерии «Девять» и «Движение». Какие особенности фотографий привлекли внимание разных культурных и общественных институций?

Проект «Девять»

Необычный художественный проект, состоящий из девяти пейзажных фотографий в форме метровых кругов, похожих по композиции (разделённой между небом и океаном), но различных по колориту. Девять – цифра, имеющая символическое значение, отсылающее к альтернативному подходу о сотворении мира.

Фото: Кирилл Симаков, Фотопроект «Девять»

Композиции Кирилла Симакова минималистичны и открыты личным ассоциациям зрителей. В них можно почувствовать близость к природе, что обычно сложно сделать в условиях скоростного развития мира. Произведения балансируют на грани абстракции, а природная палитра подпитывает воображение, которое как и скругленные контуры, не имеет границ. Непривычная форма фотографий также символична: для мира природы она естественнее квадратных или прямоугольных очертаний. Также по обрамлению фотографий вспоминается иллюминатор, этот приём художнику подсказала особая геопозиция. Он осуществил фотопроект во Флориде, где бескрайний океан встречается с мысом Канаверал, на котором расположен Космический Центр Кеннеди, один из полевых центров NASA.

Проект был представлен на нескольких площадках в России и Европе: персональная выставка Кирилла «Люди.Города» в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств в Москве (МВК РАХ) в 2021 году; на  художественной ярмарке в Венеции в 2021 году; персональная выставка «Горизонты мира» в Церкви Святого Духа в итальянском Бергамо в  2023 году, куда Кирилла пригласила Курия  города. По мнению священников и арт критиков, проект «Девять» может выступать объединяющим звеном между представителями разных культур и подчеркивать красоту и гармонию мира в эпоху глобализации и различных экономических, политических и военных конфликтов. Церковь Святого Духа известна шедевром великого итальянского живописца Лоренцо Лотто, с которым ведет условный диалог фотосерия Кирилла Симакова. Он стал единственным фотографом, чьи работы экспонировались в этой Церкви рядом с великим художником. Уникальность фотопроекта состоит и в том, что его документация хранится в личном архиве Папы Франциска в Ватикане, поблагодарившего фотографа за художественное исследование и значительный вклад в мировое исскуство и пожелавшего ему творческих успехов.

Две работы из проекта «Девять» были также представлены на групповой Выставке Российской академии художеств к 300-летию Российской академии наук «Наука и искусство – пути познания» в МВК РАХ в Москве в 2024 г. С указанного года эти работы хранятся в коллекции Музейно-выставочного комплекса (МВК МВО РАХ). Управление по музейному учету и хранению художественных ценностей отмечает, что  хранит только те художественные творения, которые считаются уникальным вкладом в российское и мировое искусство. Кирилл стал первым фотографом, чьи работы вошли в коллекцию музейного комплекса в раздел «Искусство новых форм и техник». Всего в МВК МВО РАХ 530 предметов искусства: среди них 237 работ живопись, остальные - графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, искусство новых форм и техник.

Серия «Движение»

Кирилл Симаков сосредоточился на красоте танцевального момента и представил 6 фотокартин в серии «Движение». Любовь к музыке, восхищение грацией движения танцоров и возможность передачи через него эмоций вдохновили фотографа. Съёмки проходили на театрально-танцевальных постановках: «Петрушка» хореографа Владимира Варнавы на Новой сцене Мариинского Театра с Владимиром Шкляровым в роли Петрушки (2017 г.) и «Нижинский» немецкого хореографа, «мистика современного балета» Марко Гёкке на международном фестивале современной хореографии Context Дианы Вишневой (2017 г.).

Характер ультрасовременных постановок без декораций на сцене находит отражение в экспериментальном кадре вне фокуса. Симаков проводил съёмку в темноте, что придало телам танцоров размытые очертания. Экспрессивный характер исполнения танца и монохромный фон дали фотографу возможность сделать не портрет конкретной личности, но портрет самого движения.

Изучение процесса танцевальных движений и невербальной коммуникации партнёров превратило документацию в фотоискусство. Экспрессивные движения и эстетика современного вида искусства в сочетании с импровизацией танцоров и фотографа придают серии оригинальное звучание.

Фото: Кирилл Симаков, Серия «Движение»

Данную серию работ Кирилл представлял в нескольких европейских пространствах: на Арт Базеле в Майами в 2019 году; В Италии: в 2021 г. на выставке серии гравюр Дали «Путешествие» , г. Канту и в 2022 г. - в Венеции во время Венецианской биеннале на ярмарке современного искусства Venice Art. На выставке в городе Канту  фотографии Симакова были представлены рядом с известной серией ксилогравюр Сальвадора Дали «Путешествие», которое «продолжилось» из Испании через Италию в Россию, чтобы вспомнить  любовь художника  к фантазийному миру театра. Дали создал эскизы костюмов и декорации для 39 театральных спектаклей. Дали тесно сотрудничал с известным русским хореографом Леонидом Мясиным (балет «Вакханалия», Париж, 1939; «Лабиринт» для Русского балета Монте-Карло, 1941).

Автор: Редактор