Формула мира и согласия Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н.А.Назарбаева

Автор публикации - президент Национальной академии педагогических наук Украины, академик НАН Украины и НАПН Украины, экс-министр образования и науки Украины (1999-2005), доктор философских наук, профессор Василий Кремень.

Предлагаем вашему вниманию этот материал полностью.

"Казахстан – одна из важных стран в регионе Центральной Азии, с которой Украина имеет большие исторические и современные связи.

Опыт Казахстана очень интересен

Во-первых, страна сделала ставку на развитие человеческого капитала. В основу положено развитие национальной системы образования.

Во-вторых, в Казахстане осуществили рывок в части развития образовательной инфраструктуры. Население страны за годы независимости в Казахстане выросло с 14 до почти 19 млн человек. При этом ядром демографического роста стали казахи – автохтонный этнос, являющийся государствообразующим.

В-третьих, в Казахстане была принята мягкая мотивирующая языковая модель. Она не ущемляла права и интересы русскоязычного населения, но поощряла знание государственного языка, которым является казахский. При этом в стране функционируют национальные школы, например, с узбекским языком в местах компактного проживания соответствующих этнических групп.

На сегодня в Казахстане порядка 80% населения владеет казахским языком, в том числе нетитульные этнические группы. Было взято на вооружение так называемое трехъязычие. Государство выступило в качестве стимула модернизации общества, поддерживая освоение населением английского языка.

Внедрение рыночных ценностей способствовало изменению менталитета казахстанцев. Реформы способствовали тому, что образование среди населения стало восприниматься не как социальная сфера, а как механизм роста конкурентоспособности и инвестиций.

В 1994 году в Казахстане была запущена программа международной президентской стипендии «Болашак». Сначала по ней учились лишь несколько десятков молодых людей. Она позволяла молодежи, в том числе из небогатых семей, обучаться в престижных зарубежных ВУЗах, включая Лигу Плюща. В 2005 году программа была существенно расширена до 3 тыс. стипендий.

Это создало задел для подготовки за рубежом специалистов высокого уровня. Сегодня порядка 30 тыс. молодых людей прошли такое обучение. Они уже трудятся на экономику страны.

Казахстан пошел дальше, создав на своей территории университет мирового класса. Это Назарбаев Университет, который функционирует с 2010 года.

Опираясь на опыт НУ, казахстанское правительство внедрило корпоративные методы управления в системе высшего образования. Речь идет о создании наблюдательных или попечительских советов, осуществляющих контроль за деятельностью администраций ВУЗов.

С 2016 г. число казахстанских вузов, отмеченных в рейтинге QS WUR, увеличилось с 8 до 10. За годы реализации ГПРОН на 2016-2019 гг. список вузов от Казахстана пополнили Казахский национальный аграрный университет и Карагандинский государственный технический университет. Наиболее успешный результат в рейтинге ежегодно показывает Казахский национальный университет имени аль-Фараби. За четыре года вуз поднялся на 29 позиций и находится на пороге вхождения в топ-200 лучших вузов мира, заняв в 2019 г. 207-ю строчку рейтинга.

В Казахстане большое внимание уделяется развитию региональных ВУЗов. В частности, интересно заключение стратегического партнерства между региональным ВУЗом из аграрного региона – Северо-Казахстанский госуниверситет с Университетом из Аризоны.

Интерес представляет опыт Казахстана по созданию передовых школ физико-математического и химико-биологического направления. Это известные Назарбаев Интеллектуальные школы. В них обучение проходит по международным стандартам среднего образования.

При этом 96% казахстанских школ перешли на обновленное содержание по опыту НИШ.

Следует отметить, что в Казахстане принят специальный закон «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

Таким образом, передовые образовательные проекты имеют законодательную защиту. Это позволяет им работать вне зависимости от политической ситуации. Назарбаев Университет, Назарбаев Интеллектуальные школы способны стать проектами долгосрочного порядка. Назарбаев Фонд при этом выступает эндаумент-фондом таких образовательных заведений.

В рамках Государственной программы развития образования на 2020-2025 гг. запланирован постепенный переход на 12-летнее обучение. Переход на новую структуру обучения (5+5+2) предполагает разработку нового формата ГОСО (гибкость и альтернативность), вариативность типовых учебных планов (ТУП), увеличение количества часов вариативного компонента ТУПа, разнообразие ТУПов для специализированных школ. Введение вариативного образования (дифференциация обучения) даст академическую свободу организациям образования: разное содержание образования, различный объем содержания образования, разная скорость продвижения по учебной программе. Старшие классы 12-летней школы будут профильными с уклоном на элективные предметы для выбора будущей профессии.

Реформирование затрагивает и систему среднетехнического образования. За 4-летний период по всем 276 специальностям Классификатора ТиПО обновлены типовые учебные планы и программы с учетом модульно-компетентностного подхода. Внедрение данного подхода обусловлено изменениями запросов быстроменяющегося рынка труда. Модульно-компетентностный подход позволяет гибче и быстрее реагировать на запросы работодателей. Также программы, основанные на модулях, предоставляют обучающимся гибкость в выборе курсов и компетенций, которые им интересны. Кроме того, модульность предоставляет обучающимся более широкие возможности для входа и выхода из системы ТиПО. Данный подход применяется во многих европейских странах и является также одним из инструментов обучения в течение всей жизни.

Следует отдельно сказать об опыте Казахстана по переходу национального языка на латиницу. Этот процесс пока еще не завершен. Однако завершение его планируется к 2025 году. Это важный фактор того, как нация работает над конкурентоспособностью своего национального языка. А значит его ценности и востребованности.

Необходимо еще отметить важный проект, который был реализован в Казахстане – это перевод учебников по ключевым гуманитарным дисциплинам с мировых языков на национальный. Так называемая программа «100 учебников», перевод которых осуществлялся в рамках программы «Рухани жангыру». Это создало основу для доступа коренного казахского населения к передовым знаниям, лучшим мировым учебникам и авторам.

Полагаю, что именно образование стало стержнем в формуле мира и согласия по Назарбаеву. Это когда ставишь большие цели и ориентируешь общество на их достижение. Идет такой интенсивный процесс модернизации, прогресса. Молодые люди стремятся получить передовое образование.

Сейчас в Казахстане большинство учащихся, а точнее – 78%, обучается на казахском языке. Это примерно 2,2 млн человек. Для сравнения скажем, что в 1992-1993 учебном году на казахском языке обучалось 741,3 тыс. или 35% школьников. Ныне образование формирует новое поколение, которое основывается на исконных этнических ценностях и культуре. Это обеспечивает устойчивость общества. Образование – это часть идентификационного кода. Отсюда все и начинается."

Автор: Василий Кремень