Это означает, что широкий круг инвесторов, в том числе накопительные пенсионные фонды, лишается возможности покупать инструменты привлекательного эмитента. Особенно болезненно это скажется, безусловно, на НПФ: их многомиллионные вложения в акции компании не только не принесут предполагаемого дохода - эти инвестиции уже фактически стали убыточными.
Формально для исключения ЦБ из обращения на KASE послужило нарушение сроков предоставления информации.
Так, компанией не предоставлены на KASE аудиторский отчет о ее финансовой отчетности за 2005 год, ежегодный отчет, включающий финансовую отчетность за 2005 год, и отчеты за первый и второй кварталы 2006 года, включающие финансовую отчетность за указанные периоды, а также сведения об акциях и акционерах по состоянию на 1 января, 1 апреля и 1 июля 2006 года, которые согласно листинговым правилам, должны предоставляться на биржу ежеквартально в течение первых десяти рабочих дней по истечении каждого календарного квартала.
Причем, инициатива исходила от самого "Казцинка". Уже накануне принятия этого решения цены на акции "Казцинка" составляли 12 тысяч тенге за одну акцию. Информация о возможном делистинге простых акций была известна членам Биржевого совета, которые представляют интересы крупных финансовых структур. Но в нарушение норм об инсайдерской информации данные бумаги активно продавались накопительным пенсионным фондам уже после принятия Биржевым советом решения, тогда как фонды не владели информацией об этом. На третий день после принятия решения акции понизились в цене практически в три раза, а НПФ, продолжали их приобретать, рассчитывая на потенциальный скачкообразный их рост. И тут стало известно, что акции "Казцинка" совершенно бесперспективны для институциональных инвесторов.
Организации по управлению пенсионными активами (ПА) и НПФ, самостоятельно управляющие ПА поняли, что их в очередной раз, что называется, обвели вокруг пальца.
Подобное уже случалось с акциями АО "Казахмыс". Однако там была другая подоплека. "Казахмыс" в свое время принял решение об изменении организационно-правовой формы путем преобразования в ТОО, тем самым лишая НПФ возможности оставаться его акционерами, так как пенсионным фондам не разрешается владение долей в ТОО. НПФ были вынуждены продать принадлежащие им акции, несмотря на то, что ожидался рост стоимости акций в дальнейшем.
Впрочем, в патовом положении НПФ оказывались уже не раз. Точно так же им приходилось срочно продавать ценные бумаги АО "СНПС-Актобемунайгаз", АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное объединение", АО "Казхром". Естественно, далеко не по цене покупки. Это особенно странно, потому что финансовое состояние данных эмитентов не вызывало вопросов: они являлись (и являются) стабильно функционирующими компаниями.
Между тем, подобное вовсе не исключено в будущем. Специалисты Агентства финансового надзора не исключают "закручивания гаек" в отношении тех акционерных обществ, которые не соблюдают Кодекс корпоративного управления.
С 1 октября все компании, ценные бумаги которых находятся в листинге KASE (по категории не только А, но и В), должны иметь утвержденный общим собранием акционеров Кодекс корпоративного управления, который соответствует модельному Кодексу, утвержденному на Совете эмитентов в прошлом году.
Одна треть компаний, увы, сейчас не выполняет это требование. Если они в кратчайшие сроки положение не исправят, то, вероятно, их дела будет рассматривать Биржевой совет KASE, и результат здесь легко спрогнозировать. В то же время АФН высказывает предположение, что радикальных мер предпринято не будет, потому что среди компаний, не выполняющих требование закона по корпоративному управлению, есть довольно серьезные и крепкие. Однако это не факт. Хотя бирже терять их наверняка не хочется, она может дать урок для всех, кто не стремится работать по букве закона.
Это означает, что катаклизмы, которые отечественные НПФ переживают в последнее время, еще далеко не позади. Что заставляет их думать о тех превентивных мерах, которые смогли бы защитить и их интересы, и интересы вкладчиков.
Во-первых, НПФ предлагают АФН внести изменения в законодательство, чтобы обеспечить функционирование "голубых фишек", то есть ценных бумаг привлекательных государственных компаний, исключительно в организационно-правовой форме акционерных обществ и свободного обращения на организованном рынке ценных бумаг Казахстана не менее 25 процентов их акций.
При этом запретить акционерным обществам - системоообразующим компаниям преобразовываться в товарищества с ограниченной ответственностью на ведущих рынках страны - телекоммуникационном, горнодобывающем.
Во-вторых, если делистинг неизбежен, НПФ предлагают законодательно закрепить обязательство выкупа акции по цене не ниже средневзвешенной за последние шесть месяцев, предшествующих объявлению о делистинге.
В-третьих, предлагается АФН инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг в части защиты прав инвесторов, владеющих малыми долями в уставном капитале компаний.
В частности, НПФ выступают за то, чтобы законодательно закрепить норму, согласно которой уполномоченный орган отказывает в аннулировании выпуска акций реорганизуемого акционерного общества в случае, если реорганизация влечет или может повлечь нарушение прав акционеров такого общества. По их мнению, это необходимо сделать в целях защиты прав миноритарных акционеров, не имеющих возможность повлиять на принятие общим собранием акционеров решения о реорганизации, которое может ущемить права миноритарного акционера.
В настоящее время в парламенте идет обсуждение законопроекта о внесении поправок в законодательство по вопросам защиты прав миноритарных акционеров. В целом они касаются защиты прав миноритарных инвесторов и продвижения норм корпоративного управления. Одна из целей создания этого законопроекта - попытка четко разделить компетенции общего собрания, совета директоров и исполнительного органа. В АФН считают, что очень важно, чтобы акционеры получали полную информацию до общего собрания и были боле информированы. Однако в вопросе защиты прав миноритарных инвесторов, считают в НПФ, этого будет недостаточно. Чтобы защитить в будущем НПФ от инвестиционных потерь, требуются меры более действенные, чем они прописаны в законе сейчас или будут прописаны с внесением этих поправок.
НПФ, предлагая внести новые поправки в законодательство, надеются на то, что уполномоченный орган (АФН) осуществит действенные мероприятия по реализации государственной политики по обеспечению функционирования рынка ценных бумаг, а также защитит права и интересы инвесторов на рынке ценных бумаг.
Изображение с сайта http://www.fin-com.ru