Фонд «Ар-Бедел»: Нашему обществу нужна прививка от ненависти

Сотрудники общественного фонда по борьбе с кибербуллингом «Ар-Бедел» констатируют, что ненависть и агрессия достигли пиковых значений, и если сегодня не навести порядок в этой сфере, завтра ситуация окончательно и бесповоротно может выйти из-под контроля.

Такие выводы фонду позволяет сделать не только регулярный мониторинг казахстанского сегмента сети Интернет, но и различные исследования. В частности, в «Ар-Бедел» указывают на опрос, недавно проведенный компанией Opinium по заказу «Лаборатории Касперского». В нем приняли участие более 15 тысяч человек из 25 стран мира. И показал он не только то, насколько распространена травля в виртуальном пространстве, но и подтвердил мнение специалистов фонда о низкой эффективности традиционных для большинства пользователей Интернета методов противостояния киберпреследователям.

Так, больше половины (53%) из респондентов, которые сталкивались с кибербуллингом, получали оскорбления в личных сообщениях, 34% видели неприятные посты о себе, а почти треть (30%) читали неприятные комментарии под своими фото. Чаще всего травлю организовывают посторонние люди (44%), но в 22% случаев люди сталкивались с агрессией и преследованием со стороны тех, кого знают лично. Почти в половине случаев (48%) пользователи просто игнорируют оскорбительные сообщения. В 42% случаев они блокируют агрессоров, например, добавляют их в «чёрный список», в 37% - удаляют неприятные сообщения. И только в каждом пятом случае (21%) респондент сообщал о травле администраторам социальной сети. 28% тех, кто всё же вступил в диалог с агрессором, отметили, что буллинг продолжился, а 26% - что стало даже хуже.

В «Ар-Беделе» считают, что выводы данного исследования в полной мере отражают ситуацию в Казахстане и более чем красноречиво свидетельствуют о том, что от травли в виртуальном пространстве казахстанцы не защищены. От слова «совсем».

Причин такого положения множество. Главная из них, акцентируют внимание в «Ар-Бедел», в том, что основным каналом коммуникации сегодня стали не традиционные СМИ, придерживающиеся норм этики и верифицирующие информацию, а социальные сети. Ввиду их популярности и широкого распространения они в считанные секунды доносят самую любую информацию до огромного количества пользователей. При этом скорость и охват берут верх над качеством передаваемого контента. Понятия достоверности и допустимости уходят на задний план, главным же становятся просмотры и количество лайков.

Аномальным темпам распространения кибербуллинга способствует и бесконтрольный разгул блогерства, считают в фонде. Многие блогеры возомнили себя интернет-мыслителями, лидерами общественного мнения, народными журналистами, что нередко приводит к насаждению в информационном пространстве поистине губительного, разрушительного медиапродукта, от которого страдают не только отдельно взятые граждане, персонально подвергающиеся травле, а население в целом, как минимум, его большая часть. Считая свое мнение единственно верным, они своими публикациями зачастую разжигают рознь, стимулируют проявление ненависти друг к другу у разных социальных категорий, насаждают психологическое насилие.

И это не громкие слова, говорят в «Ар-Бедел». Последствия такого любительского воздействия на массовое сознание очевидно на примере организации нашумевших «языковых патрулей», у которых сегодня множество последователей, или массированных информационных атак на государственные институты, которые проводятся под прикрытием права на свободу слова, хотя к таковому не имеют никакого отношения.

Суды и правоохранительные органы, которые в теории должны вставать на защиту жертв кибербуллинга и сурово наказывать агрессоров, довольно лояльно относятся к правонарушениям в информационной сфере. Отчасти, как поясняют в «Ар-Бедел», это объясняется анонимностью деятельности провокаторов в Сети и отсутствием в действующем законодательстве эффективных правовых механизмов защиты граждан от всех видов травли. Между тем, согласно выводам российского агентства правовой и судебной информации, платой за безнаказанность за такую «информационную деятельность» становится распространение паники и истерии в обществе, которые способны перерасти в неконтролируемые процессы с жертвами из числа совершенно невинных людей.

Несмотря на то что риски и угрозы от бесконтрольности в киберпространстве очевидны, адекватных мер для их нивелирования не наблюдается. Да, Казахстан сегодня демонстрирует озабоченность проблемами кибербуллинга на самом высоком государственном уровне. Но в фонде «Ар-Бедел» считают, что принимаемые меры недостаточны для преломления ситуации и коренных преобразований. Рассчитывать же на то, что со временем проблема сама собой рассосется, не стоит – безнаказанность, как известно, порождает еще большую вседозволенность. Что же касается механизмов защиты от кибербуллинга, предлагаемых самими социальными сетями, то уповать на них особо не стоит. Усиление мер, направленных на предотвращение появления деструктивного контента и снижения уровня ненависти ими анонсируется постоянно, но влиять на безопасность в информационном пространстве они способны исключительно через призму кривых зеркал.

В качестве примера специалисты фонда «Ар-Бедел» приводят недавнее изменение политики социальной сети Facebook, как заявлялось, направленной на защиту публичных личностей от массовых преследований и запугивания. Казалось бы, вот он – реальный инструмент против травли. Но, судя по комментариям к новости, защищать соцсеть и пресекать скоординированные атаки будет в отношении далеко не всех публичных личностей. В приоритете - диссиденты и общественные деятели. Как поясняется, «соцсеть пообещала удалять «нежелательный контент, считающийся травлей», из комментариев и личной переписки, а также прогосударственные и рекламные страницы, если на них будут замечены буллинг или призывы к преследованию людей».

Буллинг на прогосударственых страницах… Звучит как анекдот. Но в обратную сторону, на защиту от буллинга публичных личностей, представляющих государственные институты, правила соцсети явно не работают, хотя травля именной этой категории уже давно вышла не только за рамки приличия, но и здравого смысла...

Фонд «Ар-Бедел» считает, что бездействие правительства в вопросах борьбы с кибербуллингом преступно. Несмотря на то что еще в прошлом году глава государства дал поручение разработать комплекс мер для противодействия травле в киберпространстве, комплексного подхода к этому вопросу все еще не наблюдается. За исключением депутатов, которые разрабатывают довольно неоднозначные законодательные механизмы защиты детей и подростков от преследований в виртуальном пространстве, никаких иных шагов не просто не наблюдается, их не предвидится.

Чем это объясняется – безразличием, невладением ситуацией? Вопрос вопросов. Между тем прививка от ненависти нашему обществу нужна сейчас. Дальше уже может быть поздно. И если мы сами не можем создать такую вакцину с тем, чтобы выработать коллективный иммунитет к правонарушениям в виртуальном пространстве, нет ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться уже проверенными средствами, адаптированными в разных странах мира.

Фонд «Ар-Бедел» неоднократно рассказывал о положительном эффекте мер защиты от кибербуллинга, практикуемых в США. Не менее действенны они и в других странах, например, в Германии.

В частности, в прошлом году федеральное правительство Германии предложило обязать поставщиков сервисов и владельцы интернет-ресурсов защищать пользователей от кибербуллинга, а федеральный центр по защите детей и молодежи в сфере медиа - следить за исполнением владельцами интернет-ресурсов своих обязанностей. Помимо защиты детей и подростков от пагубного влияния виртуального пространства путем реализации целенаправленных инициатив, в том числе поддерживаемых и финансируемых государством, серьезное значение в Германии придается защите от кибербуллинга и взрослого населения. По статистике каждый десятый гражданин там сталкивается с травлей. Для противодействия киберпреследованиям Германия разрабатывает специальные государственные программы и регулярно совершенствует законодательные механизмы.

Но, видимо, подобные подходы для Казахстана еще не скоро станут реальностью, несмотря на политическую волю, довольно четко обозначенную Президентом Касым-Жомартом Токаевым…

Юлия Кисткина