Фонд «Ар-Бедел»: Казахстану нужно специальное антибуллинговое законодательство

Но тот факт, что автору оскорблений все-таки удалось избежать уголовного наказания, стал еще одной отправной точкой для осознания необходимости принятия в Казахстане специального антибуллингового законодательства.

Напомним, что поводом для судебного разбирательства послужили видеоролики, выложенные Васильевым на платформе YouTube и в сети Facebook, в которых он в неприличной, оскорбительной форме высказался о некоторых казахстанских футбольных функционерах, которые в свою очередь обратились с исковым требованием привлечь того к уголовной ответственности по частному обвинению по статье «Оскорбление». Вина Васильева была доказана, суд в качестве компенсации морального вреда взыскал с него в пользу каждого из ответчиков по 100 тысяч тенге, а вот уголовной ответственности ему удалось избежать – истек срок давности, который в рамках данной статьи ограничен одним годом.

Возникшая ситуация, считают в общественном фонде по борьбе с кибербуллингом «Ар-Бедел», в целом иллюстрирует картину с распространением оскорблений, клеветы, диффамаций в виртуальном пространстве. Действующее законодательство, конечно, предусматривает как административную, так и уголовную ответственность для наказания тех, кто не умеет следить за языком. Но оно не учитывает многих факторов, напрямую влияющих на эффективность защиты жертв виртуальной травли, начиная от современных способов распространения порочащих сведений и заканчивая личностями правонарушителей, которые нередко скрываются под покровом предоставляемой Интернетом анонимности, либо, как в вышеприведенном случае, являются гражданами другой страны. А это требует дополнительных усилий и времени для формирования доказательной базы.

- Согласно статье 131 Уголовного кодекса «Оскорбление», унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, - поясняют нормы законодательства представители фонда «Ар-Бедел». – Но в то же время к уголовной ответственности правонарушители привлекаются крайне редко. Такие дела довольно часто заканчиваются либо примирением сторон, либо оправдательным приговором.

Например, в 2018 году на 149 оправдательных приговоров по статье «Оскорбление» пришлось всего 28 обвинительных приговоров. И эта динамика сохраняется. Тем более не приходится говорить о наличии в законодательстве каких-либо специальных норм, направленных непосредственно на пресечение киберпреследований, в том числе диффамационных правонарушений, как в Уголовном кодексе, так и в Кодексе об административных правонарушениях.

Зачастую частные обвинители не достигают успеха в связи с отсутствием у них возможности доказать причастность обвиняемого к распространению порочащих сведений посредством социальных сетей или вообще установить личность правонарушителя. Конституционный совет неоднократно указывал на необходимость возложения на органы уголовного преследования обязанности способствовать потерпевшему по уголовным делам частного обвинения в выяснении обстоятельств уголовного правонарушения при отсутствии сведений о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, но воз и ныне там. Хотя реализация этой инициативы могла бы оказать положительное воздействие на практику применения статей об оскорблении.

В «Ар-Бедел» считают, что на современном этапе, когда проблема буллинга и кибербуллинга признается на всех уровнях власти, необходима разработка специального законодательства, направленного на эффективное предотвращение киберпреследований и адекватных мер наказания для тех, кто их совершил. Но пока что прогресса в этом направлении не наблюдается. Инициативы депутатов, направленные на пресечение кибербуллинга в отношении детей и подростков, носят половинчатый характер и, очевидно, не будут охватывать весь комплекс проблем, накопленных в этой сфере.

- Наш фонд, основываясь в том числе и на практическом опыте защиты жертв виртуальной травли, готов принять активное участие в подготовке соответствующего законопроекта, - говорят в «Ар-Бедел». – Но, как говорится, на все нужна политическая воля. А ее мы пока и не видим…

Юлия Кисткина

P.S. Казахстанцы, столкнувшиеся с травлей в виртуальном пространстве, могут получить квалифицированную юридическую помощь в фонде «Ар-Бедел», отправив сообщение на адрес электронной почты: Info@arbedel.kz.