Фома и Ерёма – не братья

Докопаться до сути инициатив за раз не получилось, потому продолжим поиск истины. Для тех читателей, которые присоединились к нам только сейчас, скажу, что пересказать в краткой форме статью не получится, уж слишком там много прямых цитат из полученного ответа, а вот ознакомиться с материалом можно – на сайте caravan.kz.

Приведу вновь только одну цитату с сайта акционерного общества, которая нас в свое время потрясла и понудила к пристальному разглядыванию данной инициативы: “Из числа жильцов выбираются председатель и старшие по подъезду (совет жильцов). Одно из главных преимуществ такой системы – сокращение значительных финансовых затрат, так как в отличие от КСК штат ОСК работает на общественных началах, затраты по заработной плате председателю ОСК утверждаются на общем собрании собственников квартир. При этом на каждый дом открываются сберегательный – для накоплений средств на капитальный ремонт дома – и текущий счета. Содержание МЖД переходит к профессиональной управляющей организации (с достаточной материально-технической базой и наличием квалифицированных специалистов), которая на основании договора управляет текущим счетом”.

Утверждение авторов реформы о том, что это сулит финансовыми благами, настолько спорное, что мы и спросили напрямую об этом.

“Караван”: Делались ли АО “КазЦентр ЖКХ” расчеты и насколько по ним увеличится размер ежемесячных платежей собственников при данной системе, учитывая то, что управляющие компаний являются бизнес-структурами, которые платят больше налогов, чем КСК, имеют больший штат сотрудников, а основная задача их создания – получение прибыли?

АО “КазЦентр ЖКХ”: На сегодняшний день АО “КазЦентр ЖКХ” начато осуществление пилотных проектов по новой модели жилищных отношений в городах Астане, Шымкенте, Кызылорде и Степногорске, по итогам которых будет проведен сравнительный анализ.

Иными словами, реформаторы, “придумывая” свою реформу, не проводили никаких расчетов, ничего (!), но на своем сайте написали: “Одно из главных преимуществ такой системы – сокращение значительных финансовых затрат”, – зачем, кого тем самым они хотели ввести в заблуждение: власти или собственников. По этой же причине не выдерживает критики запуск пилотных проектов – эксперименты на живых людях… не имея на руках ни внятного механизма действия этой модели, ни экономического обоснования… Собственникам, чьи дома угодили в пилотируемую программу, скажу, что они имеют право туда как не входить, так и выйти – для этого нужно принять решение на общем собрании. Вопрос об избрании формы управления по Закону “О жилищных отношениях” относится к исключительной компетенции собственников, и никакой районный акимат или АО вам здесь не указ (статьи 42-1 и 47). Нелепое лукавство

Пытливый читатель и без нашей помощи увидел в инициативе казахстанских модернизаторов существующую ныне в России модель жилищных отношений. Разница только в аббревиатуре: там – ТСЖ (товарищество собственников жилья), здесь – ОСК (объединение собственников квартир). Но есть ли между ними разница, мы на всякий случай спросили.

“Караван”: В чем отличие вашей инициативы от российской модели управления МЖД, которая, как известно, подвергается большой критике в России?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Хотя Казахстану и России досталось одинаковое наследство ЖКХ, текущее состояние обществ и данной сферы сильно отличается. Если в России десять лет продолжаются споры о возможности прекращения дотаций жилищного сектора и перехода к адресной социальной помощи, то в Казахстане осуществили этот переход в 1996 году. Если в Российской Федерации орган управления собирает с жильцов деньги за жилищные и коммунальные услуги и зачастую они не доходят до поставщиков услуг, то в Казахстане все собственники квартир имеют индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных услуг и производят оплату напрямую, и также адресно производится отключение злостных неплательщиков.

Оставим в покое “злостных неплательщиков”, напомним, мы спрашивали о разнице между моделями жилищных отношений ТСЖ и ОСК. Думаете, нам ответили? Нет, конечно.

После “злостных” авторы реформ перешли на цитирование “Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года” и “Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011–2020 годы”. И вот чем они закончили: “Если министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации разместило на своем сайте в апреле текущего года проект изменений, которые предлагается внести в акты правительства Российской Федерации с 1 августа 2017 года, в том числе касающиеся срока осмотра домов, количества сухих и влажных уборок, то мы убеждены, что для успеха реформ в первую очередь нужны не НПА с такой подробной детализацией, а модернизация общественного сознания”.

Вот так ни много ни мало – модернизация общественного сознания, и далее еще круче: “Необходима трансформация от советских иждивенческих настроений к психологии собственника-хозяина, воспринимающего норму статьи 6 Конституции нашей страны “Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить благу” как руководство к действию”.

Не смейтесь, на полном серьезе (!) вместо ответа на вопрос, в чем отличие вашей новой модели жилищных отношений ОСК от старой российской ТСЖ, отечественные революционеры от ЖКХ пишут: “Необходима трансформация от советских иждивенческих настроений к психологии собственника-хозяина”.

Столько пафоса… Ну “стырили” вы модель у россиян, ну кого сейчас этим удивишь, на языке международного права это называется “перенять опыт”, так зачем общественное сознание поминать. Вопрос в другом – зачем перенимать то, что плохо работает, ведь эту самую модель чуть не каждый день недобрым словом поминают в тамошних новостях, и всем понятно, что не меняют ее только потому, что растут там уши большого бизнеса, который перевел финансовые потоки со старушек-управдомов на себя, увеличив при этом ежемесячные сборы с собственников.

В Казахстане соотношение ежемесячных выплат на содержание общего имущества тоже не в пользу управляющих компаний, к примеру, в Алматы размер сбора в среднем для КСК колеблется в пределах от 15 до 40 тенге за квадратный метр, в управляющих компаниях – от 60 до 150 тенге.

Теперь об иждивенческих настроениях и модернизации общественного сознания. Законом “О жилищных отношениях” ответственность за сохранность жилищного фонда, то есть дома, переложена с государства на собственников жилья еще в 1997 году, когда данный закон был принят, номера статей приводить не стану, вам они должны быть известны.

А настроения очень простые – при принятии решения установить размер сбора накоплений на капитальный ремонт не менее 0,02 МРП за квадратный метр жилья депутаты парламента не учли реальные доходы собственников и последовавшие затем финансовые кризисы, вот и саботирует народ как может.

Модернизация общественного сознания… начинается она с просвещения, и именно акционерное общество должно было этим заниматься все эти годы, получая на данную просветительскую деятельность деньги из государственного бюджета. А сейчас как-то неудобно получается, большинство собственников знать не знает о своих правах… В заключение приведу прямые цитаты наших вопросов и ответов реформаторов, напомню только, что все они касались их новой жилищной модели отношений ОСК и управления банковским счетом собственников управляющей компанией, а ответы – вы сами увидите, какие мы получили.

“Караван”: Будет ли деятельность управляющих компаний лицензионной?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Такое предложение будет обсуждено. Возможно, необходимость в лицензировании возникнет ввиду того, что сфера управления МЖД (многоквартирный жилой дом) является одной из наиболее социально значимых и в то же время проблемных направлений деятельности государства. Но последнее слово за Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен”.

“Караван”: Будут ли предъявляться какие-то требования к управляющей компании и какая организация будет это делать?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Данный вопрос также считаем важным, и введение квалификационных требований в сфере управления МЖД будет нами предложено в рамках проекта закона. Если эта норма будет принята парламентом, то их разработка будет отнесена к компетенции уполномоченного органа в данной области – министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

“Караван”: Обсуждался ли данный проект в правительстве, акиматах? Планируется ли всенародное обсуждение?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Указанные предложения были презентованы АО “КазЦентр ЖКХ” на “круглом столе” парламента Республики Казахстан, на совещаниях в городах Астане, Степногорске и Шымкенте с участием представителей комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, акиматов, жилищных инспекций, органов управления объектом кондоминиума и субъектов сервисной деятельности. В ходе таких совещаний также была обсуждена возможность внедрения пилотного проекта новой модели жилищных отношений МЖД, в чем все стороны высказали свою заинтересованность. В дальнейшем планируется, что в случае одобрения концепции законопроекта все предполагаемые изменения пройдут этапы согласования, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и размещение проекта на сайте для обсуждения всеми заинтересованными лицами.

Понятно, что и здесь нет полной ясности, то ли реформаторы не думали об этом вовсе, то ли оставили на потом, хотя речь-то идет о ключевом игроке предлагаемой ими новой-старой модели – управляющих компаниях, которые по их задумке будут управлять банковскими счетами и имуществом всех собственников.

И вот так по всем вопросам сложилось впечатление, что революционеры из акционерного общества сами не ведают, что творят.

Ну а нам придется с этим как-то разбираться, так что продолжение следует. Ждем звонков-писем и вестей от тех собственников, которые сейчас “угодили” в пилотные проекты, обещаем рассказать все как есть. Телефон редакции 258-36-24, электронный адрес: secretar@caravan.kz.

АЛМАТЫ