Филолог Хаким Омар: Благодаря токал состоялась казахская нация

Тоска о прошлом

Хаким ОМАР, участник Тюркского семинара, филолог считает: тому, что сегодня принято называть феноменом токал, нужно искать новое определение. Происходящее ныне имеет весьма отдаленное отношение к тем токал, что были в традиционном кочевом обществе.

– В той модели токал была естественным членом общества. Сегодня это другое, я не склонен считать, что они являются вторыми, третьими женами, скорее, сожительницами или любовницами. Но не токал. В традиционном кочевом обществе во главу угла всегда ставились семейные родовые отношения. Но, к нашему несчастью, мы все это потеряли, когда произошла революция, когда укоренилась советская идеология. В нашем сознании все изменилось. И теперь говорить о байбише и токал можно как с тоской о прошлом, когда существовало традиционное общество. Кто такие токал? Это практически наши матери, благодаря им состоялась казахская нация. Посмотрите, один Абылай-хан имел 38 сыновей, не считая дочерей. Конечно, их не могла родить одна женщина. Есть знаменитый Богенбай-батыр, у которого насчитывается более 6 тысяч потомков.

У традиционной токал была своя отдельная юрта, хозяйство, свита. Не нужно было скрывать свои отношения от старшей жены, от общества – ее статус был полностью легальным. Чего не скажешь о современных токал.

– Женщина приходила не только в узкую семью в нашем традиционном понимании, она приходила в клан. Клан ее принимал. Ее жизнь была направлена на укрепление мощи клана, – продолжает Хаким Омар. – Она всегда была в контексте общественной жизни. Токал – это женщина, которая имела свой статус, брачный, социальный. В степи всегда чувствовался дефицит людского ресурса, поэтому улучшение демографии было на первом месте. То есть кочевое общество постоянно заинтересовано в увеличении своей численности, это краеугольный камень его развития. Если в клане насчитывается определенное количество людей, с ним будут считаться. Если клан малочисленный, то и отношение соответствующее. Поэтому родовые правители всегда старались укрепляться. Даже брали к себе найденышей, детей со стороны – воспитывали, давали имя своего клана, и они росли полноценными людьми. Бывало, умирал один из братьев, и чтобы его дети воспитывались внутри клана, вдова могла выйти замуж за другого брата (традиция аменгерства).

У нас детских домов никогда не было, чтобы дети оставались на улице, их бросали – такого не было. Клан на себя брал все функции, социальные обязательства. Сейчас у нас сколько министерств, сколько структур существует, но они не справляются с этой работой.

Сейчас мы на грани того, что, возможно, лет через 50 казахов вообще на Земле не будет. Для того чтобы нация существовала, нужен определенный коэффициент рождаемости. Численность узбеков с 1990 года выросла на 10 миллионов, а мы топчемся на месте. У нас приток идет в основном за счет оралманов, а так естественный прирост очень слабый.

“Казах разбогатеет – берет жену”

В те времена получить статус токал можно было по обоюдному согласию сторон. То есть это был в равной степени выбор как женщины, так и мужчины. Женщина могла отказаться стать токал. Но, как правило, такие отношения предлагали очень известные, состоявшиеся люди, элита общества – родоправители, известные батыры, крупные баи. Именно они могли себе позволить содержать нескольких жен.

– Я склонюсь к тому, что слово “токал”, возможно, возникло от “тоқ” – сытый, “ал” – бери. Если ты сыт, в состоянии обеспечить, тогда почему бы не жениться? Есть такое выражение “Сарт байыса үй салады, қазақ байыса қатын алады”, что в переводе “Сарт разбогатеет – строит дом, казах разбогатеет – берет жену”, – рассказывает Хаким Омар. – Одна из самых известных токал в нашей истории – Каркабат, младшая жена Мейрама. Она была калмычка. У нас часто практиковалась женитьба на калмычках. Во времена “пыльного похода” примерно 170 тысяч волжских калмыков решили покинуть пределы Российской империи, по дороге через казахские степи часть людей погибла, какие-то женщины оказались в руках казахов. Каркабат родила сына Болаткожу (Каракесек), его потомки – знаменитый кюйши Таттимбет, посол и общественная фигура Казыбек-би, композитор Мади Бапиев и другие люди, оставившие свой след в истории. За это, считаю, можно ей поставить памятник. Все выдающиеся люди в каком-то поколении родились от младшей жены, и здесь ничего плохого нет, это была наша модель жизни.

Путь содержанки – найти “папочку”

Семейный психолог Асель КАЙДАРОВА уверена, что решимостью завести себе несколько жен обладает определенный тип мужчин, это, как правило, альфа-самцы местного разлива. Женщины же зачастую становятся токал из чувства неполноценности: нехватку отцовского внимания или материального достатка в детстве компенсируют во взрослой жизни.

– Одноразовые и многоразовые связи в командировках, еще где-то свойственны мужчинам, это полигамия, но чтобы завести вторую жену… тут речь идет об определенном типе мужчин. Сегодня считается, что токал – это любовница, но какую роль она несет, непонятно. Кто заводит токал сегодня? Мужчины, которые чего-то достигли, способные обеспечить и первую семью, и вторую. Что конкретно их на это толкает? И наличие определенных ресурсов, и, как правило, немолодой уже возраст супруги. Это свойственно активным мужчинам, у которых физический потенциал достаточно высокий. Они хотят постоянно иметь полового партнера, который их бы устраивал. И если жена не может удовлетворять мужчину, как он хочет, естественно, мужчина будет заглядываться на молодых, будет искать женщину на постоянной основе, чтобы удовлетворять свои потребности. Другая ситуация, когда семья бездетная и жена может сама согласиться на то, чтобы найти другую женщину своему мужу, которая бы родила.

Психолог говорит, что каждый случай, почему мужчина заводит токал и почему женщина ею становится, – частный. Большую роль в этом выборе играют индивидуальность, воспитание и семейные ценности.

– Конечно, у каждой своя история. Есть молодые женщины, которые не хотят учиться, работать и вообще хотят прийти на все готовое, мечтая найти себе “папочку”. Они вкладывают в себя в плане внешности, стараясь хорошо выглядеть. Они не понимают, что надо инвестировать в себя, развиваться, расти, молодость – это первое, что проходит. Возможно, эти девушки бедно живут, без отца, они хотят получить внимание, которого у них никогда не было со стороны мужчины в семье. Все это детская инфантильная позиция. Они намыкались уже, у них нет экономической базы, они ставят цель выйти замуж, быть на содержание мужчины, который бы их обеспечивал. Конечно, они могут ему и ребенка родить. А начинать со студента, с нуля, у которого ничего нет, мыкаться по углам, по съемным квартирам, извините. Есть определенная категория девушек, которые не хотят этого делать.

Две девушки одного возраста могут быть совсем разными, одна будет обращать внимание на знакомых, друзей, ровесников и вкладывать в свои мозги, развиваться, учиться, работать, лишь бы самой продвигаться, а другая будет выискивать олигарха. Но мужчина редко когда бросит устоявшуюся семью, детей.

Есть женщины, которые сознательно идут на это, – им надо родить ребенка и личная жизнь не складывается, они часто не претендуют на роль токалки. Ей уже за 30, она ищет женатого мужчину, который состоялся, у которого хороший генофонд. Мужчина может заботиться о ней, признать собственного ребенка. Обычно эти женщины работают, они самостоятельны, и все равно им нужен мужчина, который помогал бы решать какие-то житейские вопросы, – резюмирует Асель Кайдарова.

Институт выгоден системе

Активистка феминистской группы "КазФем" Арина ОСИНОВСКАЯ считает, что в современном казахстанском обществе роль токал унижает женщину и выбор этого пути – не что иное, как способ выживания в патриархальном государстве:

– Сейчас повсеместно, как мы можем заметить, идет откат к так называемым традиционным ценностям, размытая формулировка которых позволяет приписать к гетеросексуальному браку еще больше унижения женщин такими ролями, как токал или младшая келин. И популярность этого явления – не что иное, как возможность отодвинуть женщин подальше от всех прав и возможностей, которые у нее когда-то были даже в относительно недалеком советском прошлом.

Если говорить о самом термине “традиция”, то он весьма условен, так как у древних казахов, например, положение женщин в доисламском обществе было совершенно иное. А сейчас манипуляция этим словом позволяет протащить в наше постсоветское общество все эти унижающие женщину обычаи – институт токал и келин, похищение невест.

Конечно, институт токал выгоден капиталистической патриархальной системе, ведь это угнетение не одной, а даже нескольких женщин, хоть их выбор и кажется сначала добровольным.

Но в наших социальных (когда 40 процентов населения проживает в сельской местности и не у каждой женщины есть возможность получения высшего образования, работы и медицинских услуг) и экономических условиях (когда в 30 процентов разница между зарплатами мужчин и женщин) насколько может быть свободным этот выбор? У жены, которая вынуждена, чаще всего не работая, сидеть с детьми, не иметь собственной жилплощади и обслуживать семью мужа, нет возможности подавать на развод, если она не согласна с решением мужа. Кстати, на молодую девушку – “вторую жену”, помимо отсутствия юридических прав, сваливается еще и осуждение общества, которое почему-то не направляется на мужчину, который решил, что одной жены ему мало. И молчаливое согласие обеих женщин в этой ситуации – это способ хоть как-то выжить в патриархальном государстве, которое никак не защищает на социальном уровне.

Алматы