Продюсером фильма является кинокомпания Aldongar Productions. Совсем недавно она же представляла публике другой фильм, в создании которого принимала и финансовое участие - "Александр. Невская битва". Тот фильм получил немало негативных отзывов в прессе, и по художественным своим характеристикам, и за весьма безграмотный подход к историческому контексту картины.
Эксперты после просмотра того "шедевра" предлагали, например, внедрить правило, "по которому "киноавторы", экранизирующие исторический или классический сюжет, обязаны сдать экзамен в общем потоке студентов… на истфаке или филфаке".
Неудивительно, что тогдашнее казахстанско-российское творение быстро сошло с экранов: может, основная масса зрителей и не слишком эрудирована в вопросах истории, но чувство здорового вкуса, как видно, еще живо. И та история дает основания для вопросов: не повторится ли подобное в новом фильме, сюжет которого тоже основан на исторических событиях?
Кстати, повод задать такой вопрос есть не только на фоне печально известного "Александра" с невских берегов. Но и - на фоне пресс-релиза, распространенного на встрече с журналистами в Национальном пресс-клубе, где представляли создателей "Подарка Сталину".
Термины типа "советская военщина" странно смотрятся в том историческом контексте: только-только закончилась Отечественная война, о жертвах которой, в том числе и казахстанцах, видимо, предполагается забыть. Стоит, наверное, подбирать термины, особенно в таких ситуациях, и разделять маршала Берию и его "команду" и тех, кто честно воевал, погиб или еще продолжал служить в армии (в том числе, и ныне здравствующие казахстанцы, Герои Советского Союза).
- Я не составлял пресс-релиза. Если там были допущены какие-то неточности или использована не очень правильная терминология, то мы впредь попытаемся учесть эти замечания и поправим их, - прокомментировал эту часть проблемы режиссер "Подарка Сталину" Рустем Абдрашов.
В целом исторический "фон" картины, по его мнению, будет вполне достоверным. "Мы даже паровоз нашли и заставили его работать, хотя он простоял 40 лет, и это стоило нам огромных усилий", - заметил режиссер. Кстати, об упомянутом Берии: он "присутствовал" в первом варианте картины, но потом его "выбросили", так как режиссер решил, что "будет слишком много чести"…
Сюжет фильма рассказывает о событиях 1949 года, когда в Казахстан прибывают эшелоны с репрессированными переселенцами из состава различных народов. "Главный герой картины - еврейский мальчишка, сосланный на территорию Казахстана, оказывается в небольшом станционном поселке, затерянном в степи, которых было множество. Так складывается, что судьбу ребенка решает путевой обходчик Касым", - так сюжет фильма раскрывается в пресс-релизе. Кроме того, режиссер добавил следующее: в этот момент, в 1949 году, вся страна была охвачена подготовкой к юбилею Сталина, все, в том числе и главный герой картины, готовили ему свои подарки. Подарком военных стало испытание атомной бомбы.
Фильм же, вообще, о дружбе народов. Не той, как ее изображала советская пропаганда.
- Это - попытка рассказать про обратную сторону той медали: так ли все было красиво, как изображалось на плакатах, - заметил режиссер.
Очень похвальная цель. Но обращают внимание на себя такие слова: картина "более постмодерновая - я не жил в то время, не могу повествовать эту историю", это "трактовка нашего поколения".
И вот тут опять возникают вопросы по поводу достоверности трактовки истории, особенно в таком важном и деликатном вопросе.
Как говорилось на пресс-конференции, в сюжете заложены реальные события и реальная судьба. Правда, сразу возникла неожиданная ситуация, из аудитории был задан вопрос: кто все же является автором идеи сценария? Оказывается, по этому поводу существуют серьезные разночтения.
Режиссер ответа на вопрос не дал, только заметил: "в мой адрес никаких претензий быть не может", "если есть какие-то претензии, то пусть они в юридическом порядке решаются"…
На фото: кадр из фильма "Подарок Сталину"