– Динара, прошедший год был успешным для тебя в спортивном плане. Однако если вспоминать 2012-й безотносительно шахмат, то какие события и встречи были самыми заметными?
– Прием у Президента в Акорде 7 марта, посвященный Международному женскому дню. О приглашении на эту встречу мне сообщили в конце февраля. Я была очень счастлива и польщена этим. Мы с мамой долго готовились, очень тщательно выбирали костюмы.
– Обращали внимание на стоимость одежды?
– Нет (смеется). Надо было, чтобы костюм был более строгий, официальный, но в то же время праздничный.
– И на чем остановили выбор? На какой цветовой гамме?
– Я была одета в кремовое платье и пиджак персикового цвета.
– А другие участницы встречи? Наверняка обратили внимание на то, кто как одет?
– Кто был одет в костюм, кто в форменную одежду. А знаменитая пианистка Жания Аубакирова была одета в костюм красного цвета с красивым шарфом.
– Другие спортсменки помимо тебя были?
– Нет, я одна.
– Наступил 2013 год. Число 13 – любимое у 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова, родившегося 13 апреля. А какое твое любимое число?
– У меня оно тоже связано с моим днем рождения. Я родилась 31 октября, как и четвертый чемпион мира по шахматам Александр Алехин и двукратный чемпион мира по блицу Александр Грищук. С последним я познакомилась прошлым летом в Астане на чемпионате мира по блицу и рапиду, который он выиграл. А еще 31 октября я стала чемпионкой мира до 14 лет в Греции. Я люблю свой день рождения, но так получается, что в этот день обычно участвую в турнирах, поскольку в конце октября проходят чемпионаты мира среди юниоров.
– А 31 декабря проводите дома?
– Да. Новый год – это семейный праздник, поэтому стараюсь встречать его в кругу родных.
– Никогда не получалось оказаться в этот день в дороге или еще где-нибудь?
– Наверное, у меня еще будет такой опыт. Но пока не приходилось встречать Новый год во время поездок.
– Расскажи о судьбе своей первой шахматной доски…
– Ее подарила мама, когда мне было 5 лет. К тому времени я уже научилась играть в шахматы, и мама решила, что у меня должна быть собственная шахматная доска. Я ее до сих пор бережно храню как ценную реликвию. У меня хранятся и мои первые шахматные записи, они лежат в укромном месте.
– Тебе продолжают дарить шахматные доски. Большую коллекцию уже собрала?
– Она пока небольшая. В ней где-то семь досок. Мамина в ней для меня – самая ценная. В то же время не могу сказать, что остальные для меня маловажны.
– Что-нибудь еще коллекционируешь?
– Я – нумизмат, собираю монеты разных стран. Эта коллекция у меня гораздо больше. Из каждой поездки стараюсь привозить монеты и пополнять свою коллекцию.
– Какая монета самая экзотическая?
– Так как все монеты из разных стран, то каждая из них по-своему экзотичная. Самой необычной назову, пожалуй, ливанскую. На ней нарисован кедр, и она сама очень интересная по своей структуре и дизайну.
– Ты собираешь только современные монеты?
– Нет. У меня есть старые греческие монеты – драхмы, которые сейчас не используются. В Греции ходит евро.
– Знаю, что ты очень любишь читать. Какая книга вызвала у тебя самые большие эмоции?
– Мне повезло, что с раннего детства мне привили любовь к книгам. Я читаю литературу совершенно разных жанров. Мне нравятся “Слова назидания” Абая. Они очень поучительны. В детстве увлекалась мифологией, перечитала все мифы как Древнего Казахстана, так и остального мира. После этого с удовольствием прочла современную трактовку древнегреческих мифов, написанную Перси Джексоном.
Люблю фантастическую, приключенческую литературу. С удовольствием читала Рея Брэдбери и братьев Стругацких, книги Толкиена перечитала еще в детстве. С удовольствием смотрю экранизации этих книг. Конечно, не все они бывают удачными, но фильм Питера Джексона “Властелин колец” – один из самых удачных.
В шестом-седьмом классах прочла много классической литературы – Пушкина, Чехова, Толстого. Считаю “Войну и мир” грандиозным произведением, которое создал величайший гений. Лев Толстой такой же гений, как Леонардо да Винчи или Микеланджело. Кстати, если бы представилась такая возможность, то я с удовольствием познакомилась бы с да Винчи. Он был величайшим ученым и замечательным художником. Также хотела бы поговорить с Микеланджело, его работами я восхищаюсь. Считаю да Винчи и Микеланджело одними из величайших людей не только своего времени, но и всей эпохи человечества. Нужно сказать спасибо всем людям, подарившим миру красоту.
У нас дома много дисков с фильмами – экранизациями художественных произведений. Один из лучших среди них – “Война и мир” режиссера Сергея Бондарчука. Он смог передать ощущение той эпохи, чувства и все события того времени. Я смотрела другую экранизацию “Войны и мира”, снятую итальянскими и российскими режиссерами (видимо, речь о телесериале 2007 года – Прим. ред.). Но работа Бондарчука была наиболее удачной.
– Помимо прочего, у тебя ведь еще и музыкальное образование?
– Да, я семь лет училась в музыкальной школе по классу фортепьяно. У меня были замечательные педагоги, я благодарна им за свою любовь к музыке. Выступала на многих школьных и городских конкурсах, становилась их лауреатом и призером. В основном играла классическую музыку. Мне до сих пор нравятся инвенции Баха, сонаты Гайдна и Моцарта, вальсы Шуберта. Мама любит, когда я сажусь за пианино и играю ее любимые произведения.
– Что можешь сыграть с закрытыми глазами?
– “Фантастический танец” Шумана и многие инвенции Баха.
– А в шахматы вслепую играла?
– Да. В ранние времена многие известные гроссмейстеры давали сеансы одновременной игры на нескольких досках вслепую.
– Как все это происходит? Вам завязывают глаза или вы сидите спиной друг к другу?
– По-разному. Обычно гроссмейстеры садятся друг напротив друга, представляют перед собой доску и называют ходы. Чтобы не забыть, они ходы записывают. Я раньше тоже играла со своим братом дома вслепую. От меня просто убирали доску, которую я представляла в своем воображении, записывая ходы.
– Похоже на игру “морской бой”…
– Нет. Здесь я представляю, в какой позиции находится мой соперник, а в “морском бое” не знаю, где находятся корабли противника.
– Какую свою партию в классические шахматы вспоминаешь прежде всего?
– В первую очередь всплывают в памяти партии с последней Олимпиады. В десятом туре мы играли с одной из самых сильных команд мира, женской сборной Китая. И сыграли удачно, сделав ничью. После этого нас стали еще больше уважать. Свою партию с китаянкой (Цзюй Вэньцзюнь. – Прим. ред.) считаю одной из самых запоминающихся, поскольку моя соперница через некоторое время вышла в полуфинал чемпионата мира среди женщин в Ханты-Мансийске и поделила в итоге 3–4-е места. На Олимпиаде я играла с ней на третьей доске черными фигурами, упорно защищалась и сумела-таки сделать ничью.
Недавно в декабре на турнире “Павлодар Опен” я сумела выиграть черными фигурами у гроссмейстера Сергея Вокарева из России. Считаю эту партию тоже одной из лучших.
Были и другие хорошие партии. В частности, с Эммануэлем Бергом – первым номером Швеции с рейтингом 2612. Я с ним сделала ничью. В каждом турнире есть свои особенные партии, за игру в которых мне очень приятно.
– А какие партии не хотелось бы вспоминать?
– Надеюсь, таких партий не будет (смеется). Хотя без них никуда. Например, партия на чемпионате мира 2010 года в Греции в десятом туре, когда я потерпела поражение от россиянки Алины Бивол в выигранной позиции. Но после этого я собралась, победила в 11-м туре и стала чемпионкой мира. Сейчас стараюсь как можно чаще играть во взрослых мужских турнирах. В детских мне уже неинтересно: у взрослых и азарта больше, и уровень игры гораздо выше. В Павлодаре я играла против шести гроссмейстеров. В таких турнирах получаешь опыт и начинаешь сам сильнее играть.
– Динара, на улицах тебя уже узнают?
– Да. При этом стараются поздравить, узнать, где я занимаюсь, кто является моим тренером, какую надо читать шахматную литературу. Очень приятно, что люди интересуются этими вопросами, и я стараюсь делиться с ними своим маленьким опытом, что-то посоветовать, подсказать.