Казахстан участвует во многих международных соглашениях в сфере интеллектуальной собственности и на постоянной основе взаимодействует с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ).
При этом наша страна обладает большим потенциалом для того, чтобы стать лидером регионального сотрудничества в этой области в Центральной Азии. Однако на протяжении многих лет потенциал так и остается только потенциалом, а реализовать его не получается. Почему?
Много вопросов в связи с этим накопилось к Министерству юстиции и Комитету по правам интеллектуальной собственности. В этих уполномоченных структурах до смешного мало внимания уделяется политике в сфере интеллектуальной собственности. Видимо, все время, силы и ресурсы этих ведомств уходят на бесконечные малоэффективные мероприятия и зарубежные командировки. И, заметьте, такой системно неправильный подход без реальных стратегических шагов применяется в государстве-члене ВТО на фоне скандалов с защитой прав казахстанских авторов, исключением казахстанской музыки из социальных сетей, сложностей с обществами по коллективному управлению правами и другими не менее серьезными проблемами в сфере интеллектуальной собственности.
Одна из причин накопившихся проблем в том, что, как это у нас часто бывает, выходцы из министерства, когда-то бывшие помощники и советники руководящего состава, делают важные назначения, руководствуясь дружескими отношениями с бывшими коллегами. В частности, похоже именно так поступал уже бывший министр юстиции Азамат Ескараев, назначая на ключевые должности в профильные комитеты своего ведомства.
Яркое тому подтверждение - текущее положение Казахстана в Евразийской патентной организации. Это международная межправительственная организация, в состав которой входят 8 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан. Штаб-квартира организации – Евразийское патентное ведомство - находится в Москве и с 2022 года возглавляется представителем российской стороны. А на позицию вице-президента, которого не могли избрать на протяжении двух лет, в декабре 2024 года избрали представителя союзного России государства – Республики Беларусь.
Согласитесь, весьма странно в период нынешней непростой геополитической ситуации и осложненного взаимодействия с организациями, находящимися в России, не попытаться продвинуть на руководящие должности нашего представителя, который бы и решал общие проблемы, и продвигал наши страновые интересы. Тем более, что в Евразийской патентной организации за 30 лет её функционирования не было вице-президентов из стран Центральной Азии, за исключением единичного случая с представителем от Таджикистана. Правда,ранее для соблюдения баланса интересов на пятилетние сроки были назначены два вице-президента - представители Азербайджана и Армении.
В любом случае сейчас назначение на позицию вице-президента из Центральной Азии, открытие представительства международной организации за пределами России благоприятно повлияло бы на развитие и позиционирование организации как успешного, положительного евразийского интеграционного проекта.
Тем более, что и за примером далеко ходить не надо - сбалансированное распределение направлений для регионального патентного ведомства можно увидеть в Европейском патентном ведомстве со штаб-квартирой в Мюнхене, отделением в Гааге, бюро в Вене и Берлине, Бюро по вопросам связи в Брюсселе и ведомством по интеллектуальной собственности Европейского союза в Аликанте.
И здесь важно отметить, что Казахстан делает большой вклад в развитие евразийской патентной системы. Иностранные компании активно поддерживают свои евразийские патенты на территории нашей страны, а по подаче евразийских заявок от национальных заявителей Казахстан занимает третье место.
Кроме того, при активном участии казахстанской стороны система была расширена, и в 2019 году в Астане был подписан Протокол об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции.
Но на фоне всего этого казахстанская сторона на протяжении последних двух лет крайне неэффективно продвигает свои ключевые инициативы в Евразийской патентной организации. Да, была попытка занять пост вице-президента ведомства, на позицию которого комитет формально представил кандидатуру человека, который изначально не подходил по опыту работы, исходя из специализации организации.
Не проводилась и до сих пор не ведется какая-либо серьезная работа для открытия в нашей стране представительства Евразийского патентного ведомства.
Позиция Комитета по правам интеллектуальной собственности, как у представителя Республики Казахстан в Евразийской патентной организации, заключается лишь в простой поддержке инициатив руководства Евразийского патентного ведомства, вместо продвижения по согласованию с Министерством иностранных дел казахстанских интересов для повышения имиджа страны, усиления её роли на международной арене по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью.
И если не изменить ситуацию, в том числе кадровую, то проблемы в сфере интеллектуальной собственности будут нарастать у нас как снежный ком, а в международных организациях мы так и останемся формальными статистами.