И действительно - с тех пор, как появилось человеческое общество, появились и люди, умеющие и любящие тайно присваивать чужое имущество.
Авторитетнейший источник, Библия, советует не собирать богатств на Земле, где " воры подкрадываются и крадут". За тысячелетия своего существования воровство меняло разные обличья, порой даже служа источником вдохновения для поэтов, одеваясь в романтические одежды… Шекспир называл этих любителей чужого добра "Рыцарями ночи, фаворитами Луны".
Но действительность мало похожа на вдохновенный романтический бред поэтов. Бесстрастная статистика свидетельствует, что кражи остаются по-прежнему одним из самых распространенных видов преступлений. В прошлом году в Казахстане, по данным МВД, было совершено 135151 преступлений. Из них в 48995 случаях это были кражи чужого имущества, что составляем солидную часть в 32 процента. А из этих почти пятидесяти тысяч случаев около трети - 15479 составляют кражи из квартир.
Жертвой квартирных воров сегодня может стать каждый. Воруют в городах и поселках, из квартир и частных домов, воры орудуют в дворцах "новых казахов" и в лачугах пенсионеров. Проблема обостряется еще и тем, что раскрываемость этого вида преступлений весьма низкая - только треть краж завершается поимкой воров. Далеко ходить не надо: сам автор этих строк стал свидетелем, как за три прошедших года ограбили квартиры двух его соседей по подъезду. В первом случае они спустились ночью по веревке с крыши и проникли в квартиру через открытое окно (квартира располагалась на четвертом этаже). Во втором просто подобрали ключи к входной двери. В обоих случаях преступников не нашли, а "поджились" они неплохо, вытащив из квартир немалые суммы денег и все ценные вещи.
В 2000 году в Алматы воры обокрали даже квартиру дочери нынешнего премьера, Имангали Тасмагамбетова. По неофициальным данным, воры забрали более 150 тысяч долларов наличными и еще унесли драгоценности на двести тысяч долларов.
Кстати говоря, сама распространенность этого вида преступления, его "популярность" в преступной среде в немалой степени обусловлена тем, что при удачном "раскладе" (то есть, если квартира вору попалась соответствующая) он может сразу обогатиться на солидную сумму. В начале года в Семипалатинске судили шайку воров-гастролеров из Грузии. За несколько месяцев они обворовали 15 квартир, причем большая часть которых принадлежала весьма состоятельным гражданам. В результате "доход" воров от каждой квартиры колебался в сумме от 1 до 2 миллионов тенге.
Как известно, любое преступление, в том числе и воровство, обусловлено социальными причинами. Искать их долго не требуется: спад производства, закрытие многих предприятий, стагнация села, резкое расслоение населения по уровню доходов, размывание нравственных императивов… В то же время идет рост числа состоятельных и даже очень богатых людей, возводятся новые шикарные дома, роскошь новых хозяев жизни нагло бьет в глаза. Не изжита еще привычка у многих наших граждан хранить значительные суммы денег и ценности не в банках, а дома, в потайных местах и сейфах.
Полицейские - профессионалы называют и еще одну важнейшую причину распространения квартирных краж - элементарная безалаберность и непредусмотрительность наших граждан, их незнание современных возможностей преступников и потенциал противостоящих им сегодня технических средств. Доходит до того, что ворам порой и работать-то над вскрытием двери почти не требуется - хозяева сами облегчают его задачу, оставляя, к примеру, ключ от входной двери где-нибудь на карнизе или под ковриком.
По мнению сыщиков, воровской контингент омоложается. Раньше оперативники отмечали квалифицированность квартирных краж, воры действовали в составе устойчивых преступных групп, с использованием автотранспорта, применяя дисковые пилы по металлу и даже приборы ночного видения для слежки, радиостанции. У них действовала отлаженная система реализации похищенного. "Домушник", как правило, был человеком солидного возраста и с немалым воровским и тюремным "стажем".
Сегодня более половины квартирных краж совершается людьми в возрасте от 18 до 30 лет, каждая третья кража - гастролерами или судимыми, десятую часть краж совершают несовершеннолетние. Семьдесят процентов задержанных за кражи употребляют наркотики и, конечно, никто из них нигде не работает.
Самые смелые и отчаянные воры как раз наркоманы. Ради очередной дозы они готовы совершить самую дерзкую кражу, а если попытка чем-то осложнится - пустить в ход насилие и оружие. Наркоман, совершив кражу, нередко сразу же снова идет на дело, причем порой даже в этом же районе - порог осторожности у него сильно снижен. Пару лет назад полицейским удалось поймать одного такого, некоего Г., который ухитрился за несколько дней "прочесать" 12 квартир в одном из районов Алматы. Получив тюремный срок, вор признался затем еще в 9 кражах - уже в другом районе города.
А еще раньше в Алматы были задержаны два друга-наркомана, которые вообще поставили свое ремесло, как говорится, "на поток", совершив за полгода аж 60 краж из квартир, или почти две кражи в неделю.
Как и все воры во всем мире, казахстанские "фавориты Луны" предпочитают забирать из квартир деньги, драгоценности, ценные бумаги - таких 55 процентов, носильные вещи берут 30 процентов, с аудио- и видеоаппаратурой связываются только 15 процентов.
Перед совершением кражи преступники, как правило, ведут разведку: обходят дома, ведут наблюдение за хозяевами, пытаясь выяснить их распорядок. Иногда они снимают поблизости квартиру, чтобы было удобнее следить за жертвой, пытаются разузнать о распорядке дня и графике работы хозяев и соседей. Как правило, сама кража проводится стремительно, в течение 15-30 минут, пока хозяева отсутствуют. Однако если случится что-то неожиданное, заглянет соседка или внезапно появится кто-то из владельцев квартиры, вор может решиться на насилие и даже пустить в дело нож. Однако в большинстве случаев почуяв тревогу вор убегает, бросая начатое дело.
За долгие годы воровская корпорация хорошо изучила стереотипы поведения и психологии людей: в первую очередь воры обшаривают шкафы для одежды и белья, комоды, книжные шкафы (интеллигенция любит хранить там свои тощие сбережения), а также письменные столы. Особенному вниманию воров подвергаются кровати, кухонные и посудные шкафы, места за картинами и зеркалами. Наивные тайники, устраиваемые нашими гражданами, находятся ворами за минуты.
Квартирные кражи не были таким бедствием, когда хорошо работал институт участковых инспекторов. Инспектор хорошо знал свой район, знал людей, которые живут в нем, любой подозрительный субъект обязательно брался на заметку. А спросите сегодня любого: когда он видел своего участкового в последний раз? Большинство и не вспомнит. Количество участковых сократилось, по сравнению с 1996 годом, на 20 процентов, а в сельской местности - почти наполовину. За маленькую зарплату найти желающего взяться за эту канительную работу очень сложно. А незнание операми обстановки вынуждает их только реагировать на уже совершенную кражу, вместо того, чтобы предупреждать ее.
Раз полиция не в силах нас полностью обезопасить от воров, то гражданам остается действовать самим. И они начинают сами укреплять свою безопасность: ставят массивные железные двери, хитроумные замки, на окнах появляются решетки, устанавливают изощренные системы сигнализации. В общем-то это правильный путь. Чем больше препятствий на пути вора, тем труднее ему совершить свое черное дело. Однако исследования этой проблемы специалистами МВД показали, что одним из условий распространения краж является несовершенство дверных запорных устройств. Чтобы подобрать отмычку и открыть стандартный дверной замок хорошему профессионалу - "домушнику" требуется от 30 секунд до минуты. Хитрые, "навороченные" замки западного производства из Израиля, Италии (или выдаваемые за таковые) требуют больше времени - до трех минут. А вообще, как убеждены полицейские, вор может открыть практически любой замок. Поэтому наибольшую степень безопасности от воров могут обеспечить только очень хорошие замки в сочетании с другими средствами защиты.
Исследования показали, что каждая третья кража из квартир производится путем выбивания дверей, срыва петель, каждая шестая - путем подбора ключей и проникновения через окна, форточки, балконы. Все эти "критические" пункты квартиры нужно как следует укрепить.
Хотите уберечься от ограбления - ставьте массивные входные двери, толщиной не менее 40 миллиметров. Обязательно нужен массивный и прочный железный косяк. Тогда от выбивания дверей вы уже будете защищены.
Специалисты советуют ставить на двери цилиндрические замки, имеющие не менее 3-6 шрифтов блокировки. Подбор ключей к таким замкам весьма затруднен, а преступник, если ему не удается открыть замок за сравнительно короткое время, начинает нервничать и, как правило, удаляется не солоно хлебавши.
На окна нужно поставить решетки, особенно если квартира расположена на нижних этажах многоквартирных домов. Для людей состоятельных сегодня есть большой выбор эстетичных металлических ставней и защитных жалюзи, - тоже очень хорошее защитное средство.
Для проникнувшего в помещение вора большим "сюрпризом" может оказаться скрытная система сигнализации, которая сразу же отправляет тревожный сигнал на пульт управления полиции, или охранного агентства. Полиция предпочтительнее, поскольку она располагает огромным количеством мобильных полицейских групп, способных буквально за минуту-две после взлома быть на месте преступления и блокировать район. Управление государственной службы охраны МВД республики работает очень эффективно - из 100 попыток проникновения в жилище пресекается 98.
Если же платить деньги за охрану полицейских ежемесячно не хочется, можно установить простейшую систему охранной электроники - их разновидностей сейчас предлагается множество. Проникнув в квартиру, вор незаметно для себя пересекает скрытый инфракрасный луч - и через пять секунд громовой звук сирены из специального репродуктора оповещает всех, что происходит кража. Опыт показывает, что вор моментально улепетывает из квартиры, порой бросая свой воровской инструмент.
В общем, защитить свой дом от воров, оказывается, возможно. Надо только быть внимательным и предусмотрительным - и тогда любители чужого добра останутся с носом…