Фактор устойчивого развития

Таким образом финансовая система выполняет ряд основных функций в экономике: мобилизация накоплений, направление финансовых ресурсов в продуктивные инвестиции, минимизация проблемы ассиметричной информации за счет способствования раскрытию информации заемщиками, трансформация риска за счет его хеджирования и диверсификации, способствование движению товаров и услуг. Важно отметить, что значительная часть авторов экономических исследований на сегодня делают вывод о том, что общий уровень финансового развития положительно связан с темпами экономического роста. Ряд экономистов в своих исследованиях пришли к заключению о том, что финансовое посредничество не только следует за экономическим ростом, но и является важной его детерминантой.
Исторически финансовая система Казахстана пошла по пути доминирующего развития банковского сектора. В целом экономисты-исследователи разделяют два типа финансовых систем – рыночно-ориентированные и банковско-ориентированные. При этом отдельные экономисты на основании проведенных расчетов отмечают, что для стран с высоким уровнем дохода характерен рыночно-ориентированный тип финансовой системы. В то же время наличие того или иного типа финансовой системы зависит от индивидуальных характеристик страны, однако не является принципиальным с точки зрения обеспечения экономического роста.
Как известно, в условиях финансового кризиса банки столкнулись с дефицитом ликвидности в связи с закрытием основного канала банковского капитала – внешних рынков. В частности, "кредитный бум", наблюдавшийся в Казахстане в течение 2006–2007 годов в значительной степени был обеспечен за счет привлечения банками внешних займов. Закрытие традиционного источника банковского фондирования, слабая депозитная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении им кредитной политики. В результате темпы кредитования экономики снизились. В то же время в ряде системообразующих банков Казахстана были выявлены грубые нарушения банковского законодательства и необходимость дополнительной капитализации, которую акционеры данных банков обеспечить не могли.
В целях поддержания банков и продолжения ими кредитования экономики государство приняло решительные действия. Так, в рамках антикризисных мер было предусмотрено отдельное направление по стабилизации ситуации в финансовом секторе. На данное направление было выделено 480 млрд тенге. Государственная поддержка была оказана путем вхождения в уставный капитал системообразующих банков и приобретения акций АО "БТА Банк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Альянс Банк" и АО "Казкоммерцбанк".
Kроме того, в целях недопущения резкого сокращения кредитования экономики государством в рамках указанных средств также были размещены условные депозиты в двух банках – АО "Народный банк Казахстана" и АО "Казкоммерцбанк" – для кредитования крупных проектов реального сектора. Помимо указанных мер, через филиальную сеть банков были реализованы антикризисные меры государства по кредитованию малого и среднего бизнеса, рефинансированию ипотечных займов. Меры по поддержке банков, принятые в Казахстане, по своей сути ничем не отличались от зарубежного опыта по стабилизации банковского сектора. Те же американские или британские власти были вынуждены спасать свои крупные банки, прибегнув к их принудительной капитализации, чтобы не допустить краха всей финансовой системы.
По истечении двух последних лет сегодня очевидно, что принятые государством меры по поддержке системообразующих банков Казахстана позволили продолжить их нормальное функционирование, сохранив тем самым стабильность всей финансовой системы страны. В свою очередь успешное завершение реструктуризации внешних обязательств банков – БТА, Альянса и Темирбанка – свидетельствует о начале восстановления доверия со стороны зарубежных финансовых институтов к казахстанскому финансовому сектору.
B общей сложности в рамках процесса реструктуризации было списано внешних долгов на сумму около 11 млрд долларов. Оставшаяся часть долгов реструктуризирована частично в облигации, частично конвертирована в акции этих банков. На сегодняшний день внешние обязательства банков снизились до 15 млрд долларов с пиковых 45 млрд долларов по состоянию на середину 2007 года. Таким образом, можно констатировать, что в целом проблема внешнего долга казахстанского банковского сектора на сегодняшний день урегулирована.
В то же время не стоит забывать про поговорку "у финансовых рынков – короткая память". С открытием международных рынков капитала не исключено, что внешние инвесторы и кредиторы обратно откроют свои лимиты заимствования на казахстанские финансовые институты. И тут критическим фактором является установление и сохранение неусыпного контроля и бдения со стороны финансовых регуляторов, которые должны осуществлять тщательный надзор за безопасным уровнем роста активов и пассивов банковского сектора.
Mировой кризис преподал важный урок и выявил необходимость определения приоритетных направлений дальнейшего развития, нацеленных на решение структурных проблем финансовой системы Казахстана. Как раз подобные задачи по перенастройке финансовой системы для выработки ее иммунитета перед потенциальными будущими кризисами были заложены в Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, утвержденной указом президента Республики Казахстан в феврале текущего года.
В рамках данной концепции предусмотрен переход на принципы контр-цикличности во всех аспектах регулирования и надзора финансовых рынков, о чем уже много раз писалось. Смысл данной политики как раз сводится к известной поговорке "готовь телегу зимой, а сани летом". То есть если в тучные годы регулятор будет требовать от финансовых институтов максимальной подготовки к вероятным будущим кризисам путем повышения различных регуляторных нормативов и других "подушек безопасности", то в периоды экономического спада финансовые институты будут "пожинать плоды", используя накопленный потенциал и резервы.
Кроме того, согласно концепции основной чертой посткризисного развития финансовой системы должно стать развитие внутренних источников инвестиций. Основные усилия будут направлены на укрепление возможностей привлечения капитала внутри страны и развитие институциональных инвесторов, способных обеспечить долгосрочное финансирование экономики страны, привлечение сбережений населения и предприятий, в том числе путем развития альтернативных источников. К примеру, в настоящее время общая сумма пенсионных взносов уже превышает 2 трлн тенге. Кроме того, существенный потенциал развития имеют такие институциональные инвесторы, как страховые компании и инвестиционные фонды. Таким образом, на сегодня в Казахстане имеется ряд внутренних инвесторов, которые в перспективе могут выступать важным источником капиталовложений для дальнейшего развития экономики.
Необходимость обеспечения стабильности и устойчивой работы финансовой системы как одного из условий дальнейшего развития страны также было отмечено президентом в послании народу "Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана". Приоритетное внимание было уделено вопросу развития фондового рынка, который должен стать в среднесрочной перспективе одним из основных источников финансирования инвестиций в развитие экономики. При этом развитие фондового рынка должно быть нацелено на создание условий для вхождения Казахстана в десятку ведущих финансовых центров Азии и становлению Алматы в качестве регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии.
Oсобо была отмечена необходимость сокращения банковских внешних обязательств, привлечение которых должно быть нацелено на создание эффективных и конкурентоспособных производств. В то же время в целях исключения повторения недобросовестной практики в банковской деятельности будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности банков и отсечению их от явно или скрыто аффилиированных структур. В посткризисный период банки должны способствовать восстановлению и дальнейшему развитию экономики страны.
Кроме того, в соответствии с поручением главы государства в настоящее время проводятся мероприятия по развитию в стране государственно-частного партнерства, в том числе путем совершенствования законодательной базы в данной сфере.
В частности, активно прорабатывается возможность внедрения так называемой новой финансовой инициативы, которая является наиболее эффективным решением в вопросе определения негосударственных источников финансирования для реализации коммерчески неокупаемых инфраструктурных и иных капиталоемких проектов. Этот инструмент уже давно находится в арсенале у многих развитых стран, предоставляющих населению высокоэффективные инфраструктурные услуги в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.
В качестве пилотного проекта в рамках реализации механизма новой финансовой инициативы выбран проект строительства Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги.
В условиях растущего бюджетного дефицита новая финансовая инициатива поможет обеспечить финансирование для программы новой индустриализации, стимулировать спрос и занятость путем привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повысить качество и доступность социальных услуг без негативного влияния на государственные финансы и кредитные рейтинги.
В целом указанные меры позволят обеспечить сбалансированное развитие всех элементов финансовой системы и привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по дальнейшему повышению диверсификации экономики, ведь финансовая система – это кровеносная система экономики страны.

Источник: "Экспресс-К", Серик НУГЕРБЕКОВ, заведующим отделом социально-экономического мониторинга администрации президента РК