"Евро-Азия Эйр". Принцесса на "бабках"

В продолжение разговора о “близких родственниках” НК “КазМунайГаз”, начатого моим коллегой в прошлом номере “КАРАВАНА”, остановимся на любимой “дочке” – авиакомпании “Евро-Азия Эйр” с численностью сотрудников более 400 человек. Она обладает парком из 20 машин – 12 вертолетами Ми-8Т, 2 вертолетами AS-365N3, 4 вертолетами AgustaWestland 139, пассажирскими самолетами Challenger 850, Challenger 870, сетью филиалов с авиационно-техническими базами, ангарами, складами. В 2015 году компанию выставляли на торги в соответствии с постановлением правительства № 280 об утверждении комплексного плана приватизации на 2014–2016 годы. Ее стоимость, по результатам оценки на 30 апреля 2014 года, составила 19 миллиардов 741 миллион 770 тысяч тенге.

Вот только торги были признаны несостоявшимися – желающих получить “дочку” и заплатить столь щедрый “калым” государству  не нашлось. Может, смутила цена, возможно, катастрофа в истории компании с вертолетом Ми-8 в 2012 году, когда погибли 8 человек. А может, просто подбирается “достойная партия” – ну не отдавать же новенькие вертолеты AgustaWestland 139, чья рыночная стоимость от 12 миллионов евро, кому попало.

И вот новость: компания снова ищет хорошие, заботливые руки. Правда, стартовая цена актива уже снизилась – 16,2 миллиарда тенге.

Вся прибыль в “семейный котел”

Судя по отчету на собственном сайте, 18-летняя компания умеет зарабатывать деньги. Ведь воздушные суда выполняют не только заказные, чартерные, но и VIP-перевозки. Топ-менеджеры КМГ регулярно пользуются ее услугами, что вполне объяснимо: ни тенгушки не должно уходить из “семейного котла” в карманы других авиаперевозчиков. Как следует из официального ответа КМГ, закуп услуг чартерных рейсов осуществляется на основании подпункта 4, пункта 137 “Правил закупок” АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. Как у организации, 100 процентов акций которой принадлежит КМГ на правах собственности.

И все это происходит с “благословения” совета директоров компании. “Родитель” покупает услуги по организации чартерных перевозок напрямую, без тендера. И не возникает даже мысли: а вдруг какая-нибудь из 21 казахстанской компании, выполняющей чартерные рейсы, может предложить цены ниже? Постоянный заказ чартерных рейсов в “КазМунайГазе” объяснили так: “Для реализации, мониторинга стратегических инвестиционных проектов КМГ, оперативного реагирования на неорганизованные и внезапно возникшие протесты, акции (забастовки, митинги и другое) работников ДЗО, находящихся в удаленных, не обеспеченных регулярными воздушными сообщениями местах”. Жаль, в ответе не уточнили, как часто в компании случаются митинги и забастовки. А то мы бы подсчитали – во сколько миллионов выливается налогоплательщикам помирить недовольных работников с их начальством. Входят ли в потраченные 140 миллионов тенге поездки на корпоративы, охоту, рыбалку, прогулки с токалками, мы не знаем  по той простой причине, что имеем дело с “родственными душами”. А, как известно, ворон ворону глаз не выклюет!

И кто тут “бедный родственник”?

Недавно авиакомпания решила еще больше “навариться” – только так можно объяснить ее поддержку инициативы госкомпании “РГП “Казаэронавигация” (КАН) поднять цены на свои услуги. Дело было в Астане, где проходили открытые слушания по предложению навигаторов. Свой поступок они объяснили необходимостью установки навигационного оборудования в мелких аэропортах для представителей легкой авиации – вертолетов, самолетов типа Ан-2. Дескать, деньги взять неоткуда, компания несет убытки, нужно поднять тарифы. Для всех казахстанских авиакомпаний это означает одно – повысить цены на билеты.

Присутствующие игроки авиационного рынка высказались против – время не то, чтобы на плечи пассажиров перекладывать чужие капризы. К тому же крупные авиаперевозчики не будут пользоваться этим оборудованием. И только представитель “Евро-Азия Эйр” высказался за установку новых систем – аппетит пришел во время еды.

Понять “дочкино” поведение можно. Это тот редкий случай, когда увеличение внутренних затрат даже выгодно: “КазМунайГаз” как регулярный пользователь услуг станет больше платить за чартеры. Отказаться от них он просто не имеет морального права! То же самое сделают и другие клиенты. Соответственно увеличится “дочкина” прибыль.

Вообще, по поводу работы этой компании возникло множество вопросов, которые мы отправили руководству “КазМунайГаза”. Например, по каким ценам покупается топливо для вертолетов и самолетов? Сколько стоят чартерные услуги для “своих”? По каким направлениям регулярно осуществляются чартеры? Заодно нам, налогоплательщикам, интересно узнать: какое количество топ-менеджеров компании летает внутри страны и за ее пределы бизнес-классом? Уж простите нас за столь нескромные вопросы, на которые придется отвечать.

Деньги из воздуха

Но вернемся к второй части марлезонского балета – “Казаэронавигации”. Прикинувшись “бедным родственником”, во время публичных слушаний компания скромно промолчала о своих доходах за последние три года. А ведь именно в этот период авиационный трафик через территорию Казахстана увеличился в разы!

Самолеты европейских авиалиний, направляющиеся в Юго-Восточную Азию и обратно, используют “южный коридор”, минуя территорию России. Что связано с обострившейся политической обстановкой и нежеланием платить роялти российскому “Аэрофлоту”. Ранее популярный транссибирский коридор теперь малопривлекателен для западных авиационных гигантов. А теперь добавился "украинский фактор", санкции, в итоге многие мировые перевозчики летают через воздушное пространство нашей страны. Пролет иностранного Airbas-320 через территорию Казахстана с августа этого года стоит в среднем 350 тысяч тенге. Ради интереса посчитайте, сколько ежедневно над нашими головами проносится самолетов.

Во время слушаний представители авиакомпаний напомнили навигаторам и о прибыли с депозитов, и о нескромном вознаграждении, полученном топ-менеджерами этой компании. Понимаем, заглядывать в чужой кошелек – дурной тон. Но ведь речь идет о государственной компании, которая ратует за повышение цен. Тогда как частники, которые по идее в этом должны быть заинтересованы больше других, выступают против! Нонсенс! Возможно, стоит обязать “Казаэронавигацию” публиковать полные отчеты о своей финансовой деятельности, вызывающей живой интерес и немало вопросов. Азат Габбасович (Бектуров – глава “Казаэронавигации”. – Прим. ред.), к сожалению, мы не смогли до вас дозвониться. И который день мучаемся вопросом: какое оборудование стоимостью в миллиарды тенге собирается закупить “Казаэронавигация” для мелких аэропортов страны? Почему прибыльная компания постоянно прибедняется? Чтобы другие не сглазили?

Алматы