Несмотря на то что идее создания Евразийского экономического союза уже 20 лет, многие граждане наших стран до сих пор в точности и не представляют: что же сулит такое объединение? Что нас ждет – новые возможности или потеря независимости?
Экономист Галим ХУСАИНОВ, подчеркивая важность заключения договора о Евразийском союзе, все же отмечает, что ряд его пунктов вызывают вопросы:
– Если бегло просмотреть функциональную часть договора, то мы увидим достаточно серьезные разногласия по реализации и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также в доступе к газовой инфраструктуре России. Например, сейчас для России газовая монополия является ключевым политическим инструментом. Предоставление Казахстану равного доступа к российской трубе создает дополнительную конкуренцию на газовом рынке Европы, что ограничит политический вес такого инструмента. Также вопросы вызывает доля Казахстана в распределении таможенных пошлин. В будущем это может вызывать споры.
Эксперт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Булат АУЕЛЬБАЕВ считает, что интеграция – процесс необратимый:
– Это мировой тренд, когда государства, имеющие общие границы, схожие экономические модели и развитые торговые отношения, объединяются в экономические союзы. Такие процессы происходят в Европе (Европейский союз), Северной Америке (НАФТА), в Южной Америке (МЕРКОСУР), Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС) и других континентах и регионах.
Идея ЕАЭС многоаспектна. Одна из главных причин – расширение экономического пространства, в результате чего Казахстан получает рынок, превышающий собственный в десятки раз.
Экономическая интеграция необходима в плане формирования единых стандартов качества товаров и услуг. Плюс в том, что стороны вместе подтягиваются до необходимого уровня производства и потребления. Однако есть и риски для Казахстана. Если введенные общие правила выборочно применяются в качестве барьеров, то необходимо вести более жесткий диалог с нашими партнерами.
В целом в казахстанском обществе сейчас идут горячие дискуссии о проблемах наших дальнейших перспектив в интеграционных объединениях, будь то ЕАЭС или ВТО. Высказываются мнения, что не надо никуда вступать, спокойнее сидеть дома и не развиваться. Другие думают, что лучше идти в фарватере, потому что так безопасней. Но, как показывают последние события, современный мир не прощает как безынициативность, так и поспешность.
Заведующая отделом экономических исследований КИСИ при Президенте РК Асел АБЕН отмечает: несмотря на то что договор планируется подписать уже через несколько дней, его окончательный вариант эксперты не увидели:
– Экономические преимущества для Казахстана очевидны – появляются новые возможности для предприятий. Однако есть недостатки: участие экономически более слабого государства в интеграционном союзе приводит к значительному оттоку ресурсов в пользу более сильного государства.
– Почему, не успев вступить в ЕАЭС, мы тут же стремимся вступить в ВТО, принципы которой во многом, возможно, противоречат идеям ТС и ЕЭП?
– Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО ведутся уже 18 лет. Главным стимулом вступления в данную организацию является то, что странами ВТО контролируется до 95 процентов мировой торговли. Основные риски для Казахстана связаны с еще большим закреплением сырьевой международной специализации на мировом рынке, снижением конкурентоспособности отраслей АПК и обрабатывающей промышленности.
Директор Института мировой экономики и политики Султан АКИМБЕКОВ вспоминает, что по политическим вопросам интеграции у нас были спорные моменты с Россией:
– Особенно ярко они проявились осенью 2012 года. Тогда Москва предлагала создать Евразийский парламент, где Казахстан бы имел 12 процентов депутатских мандатов. Казахстан высказал свою позицию и обозначил пределы интеграции экономическими вопросами.
Другая проблемная ситуация обозначилась в прошлом году, когда встал вопрос о вступлении Армении, Киргизии в Таможенный союз. Это было исключительно политическое решение, потому что вступление в ТС этих двух стран не было обосновано с экономической точки зрения.
– Один из главных аргументов противников ЕАЭС – мол, Казахстан не сможет сохранить свой экономический, а затем и политический суверенитет.
– Проблемы в экономике у нас есть. Здесь и рост импорта из России и Белоруссии, и трудности с доступом на российский рынок.
Но казахстанская сторона за последние полтора года заметно продвинулась в переговорном процессе. Собственно, подписание договора не отменяет необходимости все время бороться за свои интересы, в том числе за суверенитет.
– Не разрушит ли ВТО идеологию Таможенного союза и Евразийского экономического союза?
– Это непростой вопрос. Определенные противоречия здесь есть. Но Россия уже почти два года как входит в ВТО, а ТС тем не менее функционирует более или менее нормально.