Первый экзамен
– Все эти годы пролетели как один миг – незаметно, тихо, – говорит художник. – Первая моя профессиональная картина была написана в 1971 году. Я помню, как стоял у мавзолея Карахана, дрожащей рукой вычерчивая контуры старинного памятника. А рядом, подбоченясь, внимательно следил за мной мой первый учитель Горбанев Владимир Антонович. Я, 14-летний студент художественного училища, очень стараюсь, но никак не могу понять: доволен он или нет. На его лице не дрогнул ни один мускул…
Картина получилась. Потом педагог устроит для своего 15-летнего ученика первую персональную выставку, а вскоре начинающий художник поедет поступать в московский институт.
– В детстве мы, мальчишки, любили гулять по лугам, – вспоминает Паншаев. – Мне почему-то нравились цветы, деревья, насекомые. Бывает, поймаю бабочку и любуюсь ею. Потом решаюсь нарисовать, а вместе с ней – одуванчик, травушку, деревья…
Признание к художнику пришло после серии работ – портретов односельчан, пейзажей родной земли и жанровых зарисовок, отражающих жизнь, традиции и обычаи дунганского народа. Его персональные выставки прошли в Алма-Ате, Москве, а чуть позже – Китае, Тунисе, Саудовской Аравии, Иране. Картины появились во многих музеях мира. Например, по инициативе правительства провинции Шэньси и при поддержке китайских бизнесменов в городе Сиань вышел в свет фотоальбом, посвященный творчеству художника. В этом же городе прошла его персональная выставка. Также в Китае выпущен альбом, в котором в работах художника отражены жизнь и быт казахстанцев, природа нашей страны. Издание разошлось тиражом в четыре миллиона экземпляров, причем совершенно бесплатно. Это было сделано с той целью, чтобы как можно больше китайцев узнало о нашей культуре.
Вообще, тема дружбы народов весьма актуальна в работе Паншаева, не случайно Ассамблея народа Казахстана частенько проводит с художником совместные акции.
Благотворительность на первом месте
Недавно в Алматы состоялся благотворительный бал, все средства от которого пошли в помощь нуждающимся в лечении детям. Был организован своеобразный аукцион, в ходе которого картина художника “Хан-Тенгри” ушла за 1,5 миллиона тенге. Кстати, на заре независимости страны художник пожертвовал все средства от проданной картины “Пророк” на строительство мечети в селе Жалпак-Тобе под Таразом – там, где он родился и живет по сей день.
ТАРАЗ