Казахстанская сторона с одобрением отнеслась к тому факту, что наша молодежь будет активнее получать зарубежное, а именно – российское образование. Обусловлено это тем, что РФ предоставляет сильную образовательную техническую базу, а Казахстан в свою очередь очень нуждается в технарях.
Но какие явные позитивные и не очень моменты можно обозначить в этом вопросе? Очевидно, ставка делается на то, что молодые люди в итоге вернутся в Казахстан грамотными специалистами и будут работать на благо родины. Но пойдет ли сценарий по такому пути в действительности? Есть ли гарантии, что отучившиеся за границей молодые кадры не останутся там, дабы построить карьеру и счастливую жизнь? Значительно ли казахстанское высшее образование уступает российскому, и в чем, напротив, наши сильные стороны? На эти и другие вопросы корреспонденту медиапортала Caravan.kz ответила отечественный эксперт в сфере международного образования Жазира Дуйсенбекова.
- Благодарю ваш портал за возможность высказаться по вопросам, касающимся каждого из нас. Ведь вопросы образования и науки актуальны всегда. Нет ничего плохого в том, что казахстанская молодежь будет иметь возможность учиться в РФ. Россия сумела сохранить академическое классическое высшее образование, но при этом сделала его технологичным, современным, прорывным. В России до сих пор сохранены аспирантуры, диссертационные советы, которые активно работают, наука двигается вперед. Можно, например, прикрепиться к университету и защитить диссертацию за полгода. Это же здорово.
Из плюсов – бесплатное, но качественное обучение, обеспечение общежитием; нет необходимости сдавать ЕНТ при поступлении, магистратура классическая, настоящая, с действительно хорошими преподавателями – учеными мирового уровня. К тому же Россия – страна, которая рядом. Не нужны визы, не надо учить язык, чтобы обучаться. Это дружественная нам страна, с которой мы имеем действительно исторические и культурные связи.
Касаемо того, вернутся ли наши студенты обратно… Если студент обучается по программе "Болашак", то он подписывает договор, по которому он обязан вернуться на родину и отработать определенный срок в отечестве. Если же студент захочет учиться в российском вузе самостоятельно, то, конечно, есть риск, что он останется в России. Часто так и происходит. Но это уже задача властей и работа акиматов. Надо создавать такие условия, чтобы студентам было выгодно возвращаться домой, чтобы им предоставляли работу, хорошие подъемные, социальный пакет и пр. Просто нашему профильному министерству надо продумать объем льгот для таких выпускников.
- Хотелось бы также выслушать ваше экспертное мнение об открытии российских вузов на территории страны, ибо эта тема вызвала немало споров в общественности и экспертной среде.
- О чем спорим? «Учиться в России нельзя в Казахстане» – многие пытаются поставить запятую в этой фразе. Хотя в условиях академической мобильности эта фраза вообще теряет смысл. В условиях глобализации учиться можно сейчас в любой точке планеты.
Вы уже сказали – нашей стране нужны грамотные специалисты. Открытие филиалов российских вузов в Казахстане – продуманная и, думаю, стратегическая мера. Уже в январе соответствующее соглашение было опубликовано на НПА. Обратите внимание – соглашение двусторонее: Казахстан также будет открывать на территории России филиалы своих университетов.
- Вообще в чем российская образовательная база сильнее, а в чем слабее казахстанской? Или же здесь мы уступаем в силу масштабов, а не качества?
- Повторюсь, российским вузам удалось сохранить классическую систему обучения: это лекционные и семинарские занятия по классическим программам, которые дают хороший результат, подтверждающийся международными исследованиями и рейтингами. Не зря в РФ обучается 316 000 иностранных студентов. Возможно, там слабее подготовка по иностранному языку (английский, немецкий) в обычных вузах, но в остальном – преимущество за Россией. Надо признать, что мы уступаем российскому высшему образованию. Наши университеты работают по Болонскому процессу: модульная система обучения, система перезачета кредитов и прочее… Вроде бы, должны идти в ногу со временем, но «специалисты» (возьмем это слово в кавычки), выпущенные этими «болонскими» университетами, зачастую – безграмотные неумехи.
- Президент отметил, что Казахстан стал страной юристов, экономистов и всяческих менеджеров с дипломами, но без знаний, умений и навыков. И что в этой связи нашей стране нужны технари. Вы согласны с этими тезисами?
- Согласна. У многих возникают вопросы, где будут работать выпущенные из российских вузов инженеры и технари, если в стране практически нет машиностроения, заводов и фабрик? Думаю, этот вопрос сейчас также на повестке нашего Президента. Не зря же он поехал с визитом в РФ, посетил Казань, посетил нефтехимический завод ТАНЕКО в Нижнекамске и производственный комплекс КамАЗ.
Знаете, почему Президент сказал, что нам нужны технари? Потому что в мире принято оценивать технический потенциал страны по количеству выпускаемых инженеров на каждую тысячу человек населения. В Сингапуре, например, ежегодно выпускают 16 инженеров, а сколько у нас?
- Какие еще профессии нам необходимы?
- Помимо инженерных специальностей нам жизненно необходимы хорошие грамотные педагоги в школах, особенно в Алматы и Нур-Султане, где наблюдается дефицит педагогов. Почему бы нам не открыть филиал МПГУ или РГПУ? Это старейшие классические педагогические университеты с богатейшей историей. Военные академии тоже надо открывать, потому что был момент, когда мы поняли, что собственных профессиональных военных нам не хватает.
- Что вы можете сказать в заключение? Возможно, хотите дать какой-то совет молодому поколению?
- Совет такой: учиться, учиться и учиться! Совет не новый, но мы должны понимать, что образование в течение всей жизни – вот что правильно и приведет нашу страну к успеху. Совет профильным министерствам: создать для этого все условия для каждого… Для каждого, в ком горит факел жажды знаний, - подытожила Дуйсенбекова.