Есть ли у человечества шанс на выживание в случае ядерной войны - ученый

Обо всем этом мы поговорили с ученым, ведущим научного телеграм-канала Гаврилом МИЛОКУМОВЫМ.

Для многих из нас угроза ядерной войны – это какой-то миф из советской эпохи. Наши бабушки знали, что в каждом доме должен быть погреб не только для хранения компотов, а во многих зданиях советской постройки были бункеры. Они есть, кстати, до сих пор – под Алматы огромное количество туннелей на случай ядерного удара, но сегодня они превратились в локации для спелеологов – исследователей подземелий.

Трудно было представить, что в мире мирного атома снова заговорят о ядерной угрозе. Но события февраля и марта, накал межполитических страстей вызывают у людей тревогу, и в социальных сетях появляется всё больше постов про “красную кнопку” и угрозу атомной войны. В представлении многих людей, выросших на голливудских фильмах, ядерное оружие – это некий ящик с красной кнопкой, которая может активировать взрыв, если до нее доберется какой-нибудь безумец. Одно касание – и конец жизни на планете. Но что на самом деле представляет из себя “красная кнопка”?

Про “черные чемоданчики” президентов

– Сама по себе “красная кнопка” – это такой, можно сказать, художественный образ, за которым стоит целая система обороны, – говорит Гаврил Милокумов. – В том виде, как ее представляет обыватель, – кнопка в чемодане, она сама по себе не имеет никакого потенциала. Функционал настоящего пульта управления для запуска ядерного оружия строго засекречен. И представление о нем имеют лишь десятки человек на всей планете. Доступ к пульту управления имеют главы некоторых государств. Но это не значит, что они самостоятельно могут принять решение – взять нажать кнопку и уничтожить мир. Есть определенные инструкции, директивы и боевой распорядок. Запуск системы производится поэтапно, активацию может запустить группа людей, которые распределяют между собой ответственность.

Один человек не в состоянии активировать ядерное оружие. Нужно несколько одновременных приказов, которые произведут выдачу определенных кодов, чтобы активировать систему в режимах обороны или атаки.

Это то, что сегодня известно мне. Эти устройства, назовем их “пультами”, передаются от президента к президенту тех стран, у кого есть этот вид оружия.

Победителей не будет

– Как ни странно, но именно ядерное оружие долгие годы выступало сдерживающим фактором войн. И гасило конфликтность и напряженность в мире, – говорит Гаврил Милокумов. – Главам государств приходилось использовать всё мастерство дипломатии, чтобы договариваться и решать проблемы. Было четкое понимание, что накопленный потенциал оружия у некоторых стран настолько велик, что активация с любой стороны приведет к последствиям для всей планеты. Победивших не будет. Неважно, кто нажмет эту “красную кнопку”.

Но процессы пристально изучались, и многие страшные мифы об атомном оружии постепенно стали развеиваться. Например, история про ядерную зиму – сегодня это уже признанный элемент фантастики. Но это известно сейчас, а долгие годы мир, действительно, содрогался при словосочетании “ядерная война”, и в свете этих событий в течение многих лет шел процесс разоружения. Многие страны отказались от ядерного оружия.

И Казахстан стал первой страной, которая добровольно сделала это. В 1992 году мы присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Но этому примеру последовали не все. Список ядерных держав мира на 2022 год насчитывает 10 основных государств. Информация, у каких стран есть ядерный потенциал и в каких единицах он выражается количественно, базируется на данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира. 9 стран официально являются обладателями ОМП, образуют так называемый “Ядерный клуб”. В него входят: КНДР, Израиль, Индия, Пакистан, Великобритания, Китай, Франция, США, Россия. Больше всего боеголовок, по данным из открытых источников, у США (6 800) и России (7 000).

По неподтвержденной информации, ядерное оружие может быть у Ирана. А также о планах развития ядерного вооружения сообщал на Мюнхенской конференции в 2022-м президент Украины Владимир Зеленский.

Между тем 3 января 2022 года лидеры России, Китая, Великобритании, Франции и США выступили с совместным заявлением о недопущении применения ядерного оружия в войне.

“Мы заявляем, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана”, – сообщили участники.

Спустя месяц мир начал сомневаться в непоколебимости истины о том, что ядерное оружие – это сдерживающий фактор и залог мира. Сегодня в социальных сетях люди обсуждают, что будет с планетой, если в бой пойдут ядерные боеголовки. Что же произошло?

Кто выживет после ядерного взрыва?

– Стоит отметить, что вокруг ядерной угрозы много домыслов. Информация засекреченная, поэтому немудрено, что появляются самые разные сведения. Один из спорных моментов – что ядерное оружие уничтожит полностью всю жизнь на Земле, – говорит Гаврил Милокумов.

Так возможно ли выжить после ядерной атаки? Японец Цутому Ямагути в 1945 году пережил сразу 2 ядерные бомбардировки – сначала в Хиросиме, а затем – в Нагасаки. Он выжил, но серьезно обгорели его лицо и тело. Оба раза Цутому находился всего в 3 километрах от эпицентра взрыва, и оба раза от смерти его спасла случайность. Цутому облысел, потерял часть зубов и часто мучился от сильных болей, но для него подобрали лечение, и со временем он поправился. И умер в 93 года. Но это счастливое исключение, говорят ученые.

– У людей сложилось впечатление, что применение ядерного оружия невозможно, потому что вымрет всё живое на планете, включая планктон в океанах, – говорит Гаврил Милокумов. – На самом деле будут те, кто выживет. Это весь мир вокруг точек поражения. Но что это будет за жизнь?

– При вспышке, в самом начале ядерной реакции, в капсуле бомбы происходит выделение огромного количества энергии разных видов.

Это и проникающая радиация, которая распространяется на огромные территории. И световое облучение, которое дает ожоги.

Ударная волна от взрыва способна сносить бетонные сооружения на определенном удалении. Все последствия зависят от того, насколько мощным был боезапас, – продолжает Гаврил Милокумов.

– Если говорить о мощности в тротиловом эквиваленте, то сегодня термоядерные заряды – очень сильные. Одна из самых крупных американских ракет “Трайдент” имеет мощность 415 килотонн. Подобные ядерные боеголовки способны полностью уничтожить средний по размерам город. Но есть и последствия, которые происходят за зоной поражения. Есть мнение, что люди начнут умирать от болезней, будет много онкобольных. Исследований на эту тему было много. Долгое время считали, что на территориях после взрыва много сотен лет вообще невозможно будет жить и что-либо выращивать.

Мы много слышим таких околонаучных изречений, как “тысячелетний период полураспада излучений”, и т. д. Но я, как человек, который много лет изучает этот вопрос, скажу, что чем дольше период полураспада, тем менее радиоактивен элемент.

У человечества есть печальный опыт Хиросимы и Нагасаки, последствия этих взрывов изучал многие годы весь мир. Высокая радиоактивность после тех взрывов сохранялась из-за того, что в конструкции бомб были свои особенности. Количество радиоактивного вещества активизировалось лишь на пару процентов, остальное просто в виде пыли разлетелось вокруг, и это принесло большой урон. Наивно будет думать, что с тех пор над ядерным оружием не работали, не усовершенствовали его. В современных бомбах уже активизируется большее количество вещества, от этого взрыв мощнее, но той самой пыли неактивированного вещества меньше, а значит, урон от долгосрочных последствий снижен. Но это не значит, что его нет, – говорит Гаврил Милокумов.


6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на Хиросиму

В свете всех этих открытий и усовершенствований боеголовок становится тревожно, что не исключен сценарий того, что ядерное оружие утратит свой образ тотального уничтожителя всего живого на Земле. Громкие заявления, что “победителей не будет”, могут превратиться в риторику. И, если ядерное оружие больше не будет единственной мощной силой по сдерживанию мира и баланса, придется полагаться лишь на силу слова. Кстати, изначально было именно оно…

Из поста в “Фейсбуке” эксперта по энергетике Асета НАУРЫЗБАЕВА

Как жить после ядерной войны?

Вопреки широко распространенному мнению, жить после апокалипсиса останется огромное количество людей. В частности, в Казахстане. Конечно, большую проблему составит атомная зима. Никто никогда не ставил эксперимента, но предположить можно, что за 2 года она закончится и можно будет заниматься сельским хозяйством, как обычно.

Что делать эти 2 года? Конечно, надо заниматься чистой водой, производством еды и лечением больных.

К счастью, наша энергетика пока еще на угле. Нам в этом смысле повезло – даже если гигантские экскаваторы и грузовики постепенно сломаются из-за отсутствия поставок запчастей, уголь можно будет добывать вручную – всё равно в стране появится масса безработных.

Наличие электроэнергии позволит наладить производство стекла и теплиц. Будет вопрос в лампах, но это производство у нас уже есть, и надо только научиться производить комплектующие. Так, мы сможем производить еду в условиях ядерной зимы.

Будем надеяться, что горные реки останутся чистыми. Если же нет – нужны буровые работы и подземные источники. В Алматы они есть.

Наладив производство еды и воды, осветив улицы, можно подумать и о других занятиях. Основные серверы Интернета будут уничтожены, поэтому возрастет роль библиотек. Именно там мы будем черпать знания о том, как налаживать производство ВСЕГО. Чипов мы, конечно, не изготовим, но на уровень XIX века выйти сможем. Там, если правильно помню, от голода в развитых странах уже не умирали.

Так что если вы готовы принять жизнь крестьянина XIX века, то опасаться вам нечего.

АЛМАТЫ