Есть куда расти

Согласно отчету, человеческий капитал – это люди, обладающие знаниями и навыками, которые позволяют создавать ценность в глобальной экономической системе. Развитие работников и раскрытие их потенциала является одним из важнейших факторов для долгосрочного развития государства.

Каждой стране выставлялись оценки по шкале от 0 (худший) до 100 (лучший) баллов по четырем тематическим измерениям и пяти разным возрастным группам. Индекс призван обеспечить целостную оценку человеческого капитала страны – как текущую, так и ожидаемую.

Результаты индекса показывают, что промышленные державы используют две основные стратегии развития. Большая часть развивающихся стран пытается создать экономические ценности, опираясь на дешевую и, главное, многочисленную рабочую силу. Однако технологические изменения, которые последуют после завершения четвертой промышленной революции, могут спровоцировать излом такой стратегии.

Другую стратегию используют страны с развитой экономикой. Они стремятся создавать экономические ценности на основе высокоспециализированных ноу-хау. Но эти страны обладают меньшим и более старым населением. Поэтому секторы экономики, стимулирующие эти тренды, рискуют остаться без притока трудовых ресурсов.

Лидеры в данном индексе – страны с высоким уровнем дохода и образования населения: Норвегия, Финляндия, Швейцария, США, Дания, Германия, Новая Зеландия, Швеция, Словения и Австрия. Каждая из них получила более 73 баллов из 100 возможных. Последние места заняли такие страны, как Пакистан, Мали, Эфиопия, Сенегал, Мавритания и Йемен. Они заработали менее 47 баллов.

На таком фоне показатель Казахстана высок. Ниже нашей страны в таблице расположились такие страны, как Люксембург, Польша, Малайзия, Китай, Италия и Испания.

Из стран-соседей более высокий рейтинг показали Россия (16-е место), Украина (24-е место) и Латвия (28-е место). Киргизия заняла 46-е, Армения – 49-е, Таджикистан – 57-е место.

Сильной стороной развития человеческого капитала в Казахстане является система образования: все возрастные группы населения грамотны, практически 100 процентов населения получили среднее образование. Благодаря этому страна заняла 2-е место в подиндексе “Грамотность”. Хорошие показатели – в применении знаний на производстве (17-е место).

Такие показатели, как “Доля занятых с высшим образованием” (38-е место), “Доля занятых со средним образованием” (103-е место), “Экономическая сложность производства” (73-е место), показывают, что стране есть куда стремиться.

Алматы