Есть Конституция – и есть тогда страна…


О конституции можно сказать, что она – «одежда» народа, и коль приходится впору, то граждан ждет процветание. Иногда меняется само общество, и «одежда» вдруг становится мала. Когда Основной закон уже не соответствует уровню политической культуры данной общности людей, все может закончиться плачевно. Подобную ситуацию сейчас переживают страны Европы, где при провозглашаемой толерантности люди разных культур понимают и используют ее по-своему. Разнородность общества при нормах конституции, выработанных согласно знанию особенностей только определенной части этого общества, может весьма больно ударить по стабильности государства в целом. Свежее тому доказательство – уличные беспорядки в Лондоне и еще нескольких городах Великобритании.
Но как бы то ни было, каждое государство в своем развитии проходит этап принятия конституции и ее становления как главного документа страны. Ведь в переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». Является конституция документом учредительного характера и в юридическом значении.
Итак, разные страны – разные конституции, разные концепции. Когда-то, еще в XIX веке, в пору реформирования отсталой монархической Японии, случилось следующее. Чтобы правильно выработать у себя отвечающий чаяниям японцев основной закон, была проделана огромная работа по изучению конституций разных стран. Специалисты обнаружили особенное сходство менталитета своего народа с нормами и установками, царящими в Пруссии – здесь и японско-немецкий перфекционизм, и воинская доблесть. Поэтому, создавая свою конституцию, японцы взяли за образец немецкую. Результат превзошел все ожидания. Из отсталого феодального государства с массой обременительных международных договоров Япония сделалась пре¬успевающей державой.
Подобным же образом, то есть учитывая менталитет своих сограждан, поступили специалисты и при разработке Основного закона Казахстана. Именно поэтому в основе Конституции Казахстана лежит концепция евразийства, основанная на политической философии основателя государства, президента Нурсултана Назарбаева.
Вот что говорит по этому поводу директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин: «Безусловно, следует признать, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал несколько основополагающих шагов, благодаря которым он уже попадет в историю не только как лидер Казахстана, но и как деятель мирового уровня. Во-первых, именно Назарбаев стал проводником евразийства на политическом уровне и благодаря ему евразийство перешло из теоретической плоскости, из плоскости философии в плоскость реальной политики. По сути, евразийство является на данный момент национальной идеей Казахстана, правящей идеологией, оно работает, и мы видим реальные результаты этого».
Философия евразийства стала одним из краеугольных камней, на которых зиждется Конституция Казахстана. А функционально и отчасти институционально Основной закон нашей страны был ориентирован на конституцию V Французской Республики. 28 сентября 1958 года на всеобщем референдуме была принята новая французская конституция, за которую проголосовали 79% избирателей – процент для крайне политизированной Франции исключительный. В отличие от конституции 1946 года, где сначала говорилось о парламенте, новая открывала изложение полномочий основных органов государственной власти с полномочий президента. С тех пор президенту стала принадлежать ведущая роль в государстве. Президент Франции является хранителем конституции, гарантом независимости нации и территориальной целостности страны. Более того, он обеспечивает бесперебойную работу ветвей власти и преемственность политики, гарантируя нормальное функционирование государственных органов в рамках закона.
И в Казахстане, спустя годы с момента принятия новой Конституции, мы с уверенностью можем констатировать: именно подобная форма управления государством дала возможность стране в кратчайшие сроки выйти на недосягаемые ранее экономические и политические рубежи.
Ведь с усилением власти президента Конституция образца 1995 года позволила решить ряд насущных проблем. Казахстан утвердил себя как правовое, демократическое, светское государство. В Основном законе был четко подтвержден основной тезис, что высшей ценностью государства является человек, его жизнь, права и свободы. Конституция стала основой модернизации общества, реформ во внешнеэкономической деятельности, ускорила процесс становления таможенной службы страны. Показав свою эффективность, главный документ страны получил признание и поднял авторитет Казахстана на международной арене. Благодаря этому республика заслуженно является гарантом стабильности во всем Центральноазиатском регионе.
Конституция придала свежий импульс экономическим реформам, обеспечила создание законодательной базы и законодательного поля деятельности правительства в условиях рыночных отношений. Среди главных достижений – макроэкономическая стабилизация, подавление инфляции, создание эффективной финансово-кредитной системы, нормализация отношений собственности, успешно проведенная приватизация. Начался устойчивый рост промышленного производства, реанимировалось сельское хозяйство, улучшился инвестиционный фон. Динамика XXI века с его инновационными и прорывными технологиями, глобальными проблемами и вызовами определила новые параметры развития государства и общества. За исторически короткий срок, прошедший с момента принятия Основного закона, Казахстан изменился до неузнаваемости. Причем в лучшую сторону.
Значительную помощь действующая Конституция оказывает субъектам предпринимательской деятельности и поныне. По мнению казахстанских и зарубежных экспертов, Основной закон страны дал высокую мотивацию появлению и развитию малого и среднего бизнеса, на котором во многом строится благополучие державы.
Вчитываясь в текст Основного закона, сопоставляя его содержание с тем, что произошло за прошедшие 16 лет, по-настоящему понимаешь мудрость и настоящий дар предвидения главного инициатора принятия новой Конституции, первого всенародно избранного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Его законотворческая деятельность в тот период стала основой для дальнейшего государственного строительства в Казахстане, послужив нормативно-правовой базой модернизации всей политической системы. По сути, законодательная база государства была создана с нуля, что, в свою очередь, привело к глубоким структурным изменениям в экономике страны и росту благосостояния граждан. Так, за последние полтора с небольшим десятилетия экономическая мощь Казахстана возросла в восемь раз, а доходы населения стали в 17 раз выше прежних.
На одном из заседаний правительства Нурсултан Назарбаев отметил, что Конституция Казахстана – «надежный фундамент, на котором мы сообща возводим новое общество, новое государство, новую экономику. Казахстан XXI века стал воплощением многовековых надежд, чаяний народа в его стремлении к свободе и независимости… Процветающий, сильный Казахстан – в этом заключается основной смысл нашей государственности».
По оценке главы государства, «казахстанский путь» показал, в чем заключается подлинная мощь народа и страны. «Это – единство и согласие, твердая политическая воля, ясное понимание приоритетов стратегии нашего развития… Поэтому главный успех страны – рождение духа нового Казахстана, духа перемен, устремленности в будущее. Сегодня наши достижения признаны во всем мире», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Прошло уже 16 лет с момента принятия нового Основного закона, по которому живет каждый гражданин республики. С тех пор День Конституции Казахстана, 30 августа, стал ярким летним праздником, символизирующим будущее казахстанского народа. На запрос «Стихи, посвященные Конституции» поисковик в интернете выдал массу интересного. Поэтические поздравления с Днем Конституции изобиловали цветистыми философствованиями и даже побуждениями превратить праздник в очередной повод для застолья. А наиболее точную и лаконичную характеристику принципа, благодаря которому люди чтут Основной закон, дали такие строки оставшегося безымянным автора: «Нет Конституции – и нет страны. А без страны и мы кому нужны?!»
Источник: "Известия-Казахстан", Надежда Петрова