Позволю себе заострить свое и ваше внимание на той, что называлась "СМИ и социальные сети".
Поскольку, и с этим трудно спорить, среди многих бурно развивающихся в последнее десятилетие типов интернет-проектов самыми популярными и наиболее простыми и привлекательными для широкого круга пользователей являются ресурсы медийного и "общительного" характера. Этакие сообщающиеся сосуды: поставщики информации и ее потребители, "генераторы" эмоций и их "проводники".
Приглашенные из России спикеры представляли раскрученные проекты и бренды, делились своим опытом и видением как философских, так и вполне прагматичных причин, по которым становятся популярными те или иные сайты, эффективными маркетинговые стратегии, доходными веб-ресурсы и малобюджетными в офф-лайне рекламные кампании, если грамотно подходить к такому тонкому, но мощному инструменту, как социальные сети.
Констатин Максимюк, из пиар-службы ОАО "Вымпелком", признался, что многое для бренда "Билайн" делалось хаотично и интуитивно: решили, что нужно создавать блоги, открывать форумы и работать с энтузиастами на них, как с серьезными и настоящими специалистами из СМИ.
Однако компания принципиально не платит тем людям, которые хотят писать за деньги, и не на меркантильной основе дружит с сообществами пиарщиков и журналистов. Получает отличную обратную связь: плохо провели пресс-конференцию, ей тут же об этом не преминут сообщить. Кейс про гопников и блондинок ТВ отказалось пустить в ротацию, но ролик "пробным шаром" прокатили по Сети совершенно бесплатно, и он имел успех.
Не стоит забывать и о том, что все чаще те же абоненты сотовой связи или клиенты иных компаний привыкли многие текущие процедуры по выплатам, счетчикам и прочим опциям производить через Интернет, а не звонить в call-центр. И это тоже должно учитываться на современном этапе развития любого бизнеса в любой стране. На стадии открытия личный блог 75-летнего основателя и почетного президента "Вымпелкома" Дмитрия Зимина, так что и о возрастных цензах, когда речь заходит об Интернете, говорить не стоит. Есть у торговой марки "Билайн" и свой подкаст "Радиожурналистика 2.0" (ведь кто-то на слух лучше информацию воспринимает, чем визуально).
Константин Максимюк уверен, что традиционные СМИ, в период мировой интернет-пандемии, конечно, не умрут, также как не умер театр, который сегодня можно видеть не только из зала, но и дома, записанным на видео.
Газеты и журналы - тоже адаптируются всеми силами, размечая свои страницы в html-коде, получая обратную связь с читателями. И всем найдется место и возможность всеобщего удобства, баланса интересов и общения по-человечески.
На вопрос "Откуда берутся те или иные форматы, куда деваются и как трансформируются в процессе своего развития", попытался ответить Антон Носик, деятель Рунета, интеллект которого в разное время был приложен к таким известным проектам как "Вести.ру", "Рамблер", "Лента.ру", "Газета.ру". Он представлял компанию "СУП", выкупившую лицензию на обслуживание "кириллического сектора" крупнейшего блог-массива LiveJournal и недавно заявившую о приобретении "Газеты.Ру" у издательского дома "Коммерсант".
Напомнив аудитории о метафоре Жванецкого про то, что все делали одно дело, долбили лед, но кто-то ломом сверху, а кто-то головой снизу, - он провел параллель с развитием Интернета во всем мире и в Казнете.
Никакой вебный контент поначалу не заработает, существует время в течение которого веб-проекту нужно заиметь такой трафик, чтобы рекламодатели захотели с его вдохновителями разговаривать, и этот период может длиться годами.
По мнению Антона Носика, есть три источника сил, времени и денег на раскрутку сайта:
- люди, которые истово веруют в будущее своего проекта, поддерживают его самостоятельно, или просто верят полезность своего труда (как инициаторы и создатели http://lib.ru/ - Максим Мошков, http://www.anekdot.ru - Дмитрий Вернер), полные энергии энтузиасты-бессребренники.
- верующие в то же самое, но уже иного качества люди - инвесторы (стратегические или финансовые). Первые знают, что есть такой опыт успешный где-то, такой же формат и переносят его на другой рынок. Вторые имеют понимание, что интернет растет, и на развивающихся рынках выгоднее вкладывать средства, чем на уже устоявшихся и поделенных.
- фактор политической воли. Чьи-то произвольные решения в основном политического характера. Кто-то понимает, что для них - это задел на будущее, или пользуется паутиной, потому что им по тем или иным причинам не пробиться через традиционные медиа.
Но все источники срабатывают как движущая сила только до прохождения через точку появления денег у самого проекта.
До нее может "загнуться" сайт с любой посещаемостью и раскрученностью, его аудитория не имеет значения, он живет или до несчастного случая (надоест энтузиастам, убьют политика) или до того самого прихода денег. Когда он становится интересен рекламодателю. И в этом бульоне роли перераспределяются. Перестают быть принципиальными мечты и желания его создателей. Есть аудитория, обусловленная капитализацией ресурсов, и в такой ситуации мотивация не имеет значения - все ресурсы начинают делиться на большие и малые. А рекламодателю, кстати, далеко не всегда важна посещаемость: 1,5 млн посетителей "Московского Комсомольца" проигрывают 60 тысячам "Коммерсанта".
Большая очередь возникает лишь там, где дают то, в чем ощущается острая нехватка, как во времена советского дефицита на ковры-машины. А для того, чтобы возник дефицит и выстроились очереди, требуется не искусственно ограничивать количество товара, но "попадать" в аудиторию - дабы удовлетворить четкий конкретный спрос.
И путей достижения этой цели всего два. Внимательно изучать локальный спрос (любой поисковик, пусть тот же Яндекс, в помощь - всегда расскажет куда ходят и что ищут) - это 30% успеха, и еще 70% - "пробники". Пробовать, думать, снова пробовать и выяснять, что лучше и нужнее, на что живее отклик.
Дмитрий Степанов, исполнительный директор "Афиша диджитал" поделился опытом своего издания, когда одновременно с запуском журнала "Афиша" был открыт 9 лет назад и сайт http://www.afisha.ru/, на который теперь ходят 2 млн. человек в месяц, а в день - 100-120 тысяч. И, между прочим, 80-90% покупателей журнала - активные и продвинутые пользователи Сети. Умирают газеты бесплатных объявлений, и на Западе и в России. А в США самые быстро растущие рынки рекламы - это глянцевые журналы и интернет.
Фестиваль "Пикник Афиши" стал крупнейшим в России музыкальным летним фестивалем, хотя в последний раз на него потратили в 2 раза меньше средств, чем в начале, для продвижения хватило 20 тысяч долларов, но была собрана в 10 раз большая аудитория. Почему? Потому что помогли социальные сети. В Рунете к весне 2008 года насчитывалось 6 миллионов блогов, ежемесячно обновляются 700 тысяч, и с ними можно работать также как со СМИ.
Создавать сообщества и корпоративные блоги, активно участвовать в "чужих" сообществах, привлекать интерес и внимание так называемых "лидеров мнений" или "тысячников" (блоггеров, число подписчиков которых составляет не менее 1000 человек)
Сообщество - бесценный источник информации для тех же рекламщиков или организаторов мероприятий. Можно составить портрет аудитории: сколько ей лет, где она живет, чем занимается, кем работает. А принципы работы просты: будьте с людьми, разговаривайте с ними на нормальном живом языке, а не усыпляйте сухими и скучными словами пресс-релизов, увлекайте их, регулярно подпитывайте информацией, не чурайтесь критики, имейте чувство меры, не перебарщивая с избыточным брендингом и помните о том, что должна быть общая для компании информационная политика.
Корпоративный блог при создании сайта любой компании нужен для того, чтобы развивать диалог, а не монолог, конечные потребители должны иметь возможность реагировать на продукты компании, на то что "в" и с ней происходит.
А вести корпоративный блог под силу всего…одному человеку. Но не ленивому, "в охотку" бегающему за ньюсмейкерами. Заставляющему руководителей компании самолично рассказывать о том или ином событии, создавая эффект присутствия и вызывая чувство общности и причастности у любого рядового члена сообщества.
Альберт Попков создатель и совладелец проекта "Odnoklassniki.ru" свое первое интервью дал небольшому блогу, а на следующий день его (блог) начали цитировать крупнейшие информагентства страны. И это еще один факт в пользу тезиса, что интернет уравнивает возможности: каждый может стать журналистом, издателем или музыкантом, а цель тех, кто создает социальные сети - рассказать людям, что такое интернет, и что бывать в нем в нем интересно и полезно, всегда можно найти предмет и собеседников для увлекательного общения.
Относительно идеи локализации и "высевания" проектов успешных социальных сетей на местной почве (в том же Казнете), Попков сказал, что она не нова и в принципе, прибалтийские страны ее успешно реализовали. Они - лидеры со своим родным языком на своем рынке. Что касается "одноклассников.ру", то команда сейчас работает над упорядочиванием названий городов и образовательных учреждений в регионах. Существует два офиса: в Москве (больше 40 человек) и Риге (чуть меньше 20).
Проблема того, что социальные сети имеют свойство отнимать много времени у рядовых пользователей, в принципе, перед "Одноклассниками.ру" не стоит. Потому что манкирование офисными и должностными обязанностями происходит лишь на начальном этапе, под воздействием "вау-эффекта", от осознания мысли, что ты можешь найти и пообщаться с любым знакомым тебе человеком, главное, чтобы он тоже бывал онлайн. Со временем это проходит…
Опять же существуют разные категории работодателей: одни блокируют сайт, а другие - активно используют. Как, например, рекрутинговые агентства, которые проверяют насколько соискатель и претендент на работу соответствует своему резюме, совпадают ли возраст, интересы, образование, как он выглядит в обстановке (на фото) "без галстука".
Еще для кого-то такие ресурсы, как "В контакте", "Мой мир" и "Одноклассники" вроде записной книжки - там напоминают о днях рождения, можно хранить удаленно, а не на рабочем компьютере сообщения с информацией личного характера.
Кроме того, Альберт Попков привел в пример писательское мнение, считающее, что социальные сети - главный канал распространения книг, причем, более перспективный, чем традиционные издательства.
По поводу концепции и социальной ответственности своего проекта, он сказал следующее: "Можно все, что не противоречит законодательству, здравому смыслу и не вредит другим людям. Но отслеживать все группы сообщества, быть "большим братом" и вводить цензуру - мы не хотим. Если вы увидите призыв к чему-либо незаконному на заборе, вы же не подадите в суд на того, кто его поставил?"
А что касается перспектив любого веб-проекта как бизнеса, то только конкуренция заставляет развиваться, гонит вперед. Неважно, кто ты - лев или антилопа, - обоим надо бежать изо всех сил - догонять или убегать вперед, чтобы никто не дотянулся.
На снимке: Антон Носик, фото Евгении Шестаковой