Цифры этих выплат – впечатляющие! В итоге за ремонт дома каждый владелец квартиры должен будет выложить от 300 до 600 тысяч тенге.
И вот тут появляются вопросы: почему условия капремонта не были оговорены с жильцами изначально? Соответствуют ли произведенные работы указанной сметной стоимости? Есть сомнения и по поводу качества, и по используемым материалам.
В общем, сбываются худшие опасения по поводу реализации программы ЖКХ, о которых мы писали в “Караване” 19 августа этого года в материале “КСКинемся или ЖКХакнемся?”.
Воистину революционные перемены декларирует Государственная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а в подкрепление им – принятые изменения и дополнения, внесенные в Закон РК “О жилищных отношениях”. Однако сегодняшние реалии таковы: представители акиматов, подрядные организации и председатели КСК или вовсе не посвящают людей в курс дела, или сознательно вводят их в заблуждение.
Поэтому мало кто из казахстанцев знает, что ремонт фасадов, подъездов, внутридомовых коммуникаций идет сейчас вовсе НЕ бесплатно, как считают жильцы, а за их счет – в кредит. Да, сейчас на это выделяются большие бюджетные деньги, но их хоть и в рассрочку, а придется возвращать именно собственникам квартир.
Потому-то программой было предусмотрено, что предварительно с КАЖДЫМ жильцом должен заключаться договор о его согласии на капремонт и последующие выплаты за него. Более того, с ними должна согласовываться сметная стоимость ремонта. С учетом мнения собственников квартир выбирается подрядная организация, которая будет проводить ремонтные работы.
Но что происходит на деле? С жильцами домов зачастую работают по лукавой схеме: “Вы “за” ремонт?” – спрашивают их на собрании. Конечно, кто же будет против! Но ни о возврате средств из кармана собственников квартир, ни о сметной стоимости, ни о выборе исполнителей работ при этом и речи нет. Так что на деле часто имеет место неприкрытое введение граждан в заблуждение.
В Астане на какой бы объект, где шел ремонт по программе ЖКХ, мы ни заезжали, всюду жители с уверенностью говорили: “Нам ремонт бесплатно делает акимат!” – “А вы знаете, что будете платить за него?” – “Нет, у нас за счет бюджета делают”.
Лишь в одном КСК люди были в курсе дела, зная даже, какие конкретно суммы им придется выплачивать каждый месяц. И какую сумму будут компенсировать жильцам с низким семейным доходом. В этих домах заказчиком ремонта, как и предполагается по программе, выступал КСК. Здесь, как положено, начали с общего собрания жильцов. Тех, кто не явился, известили обо всем отдельно – под подпись. Кстати, и подрядчиков внимательно выбирали, и предложенную смету едва ли не вполовину уменьшили. Потому что знали: платить придется из собственного кармана. Председатель этого КСК Лариса Наумова днюет и ночует на объекте, забирается, следя за ходом работ, на крыши и в подвалы, за каждым этапом работы следит.
Например, скандальная ситуация сложилась в домах на ул. Женис – здесь в двух пятиэтажках заменили шифер, не меняя даже стропила, покрасили стены в подъездах – на старые дыры, без стяжки, без левкаса. А смета на каждый дом – 22 миллиона тенге. “Из чего такая сумма сложилась? Почему?” – спрашивали жители на сходе. “Да потому что! Утверждена – и меняться не будет!” – категорично заявил глава ТОО “Коммунальник”, исполнявший ремонтные работы.
На собственников квартир идет откровенное давление, обманом пытаются получить подписи – дескать, чохом оформим всем материальную помощь от собеса. (Диктофонная запись беседы представителей “Коммунальника” с жильцами – у нас в редакции. А распечатку мы передали в НДП “Нур Отан”.)
Во-первых, не нужно спешить. Все следует делать по закону. На ремонт жилищного фонда государство действительно выделило большие бюджетные средства, в том числе и на субсидии тем семьям, чьи выплаты превышают установленный местными маслихатами предел платы за коммунальные услуги. Как все должно быть?
1. Без регистрации кондоминиума, причем на условиях “один дом – один кондоминиум – один орган управления”, договоры с жителями на кредит (оплату) за капремонт нельзя заключать, иначе они не имеют юридической силы (согласно ст. 32 Закона РК “О жилищных отношениях”).
2. На каждый дом должен быть открыт отдельный счет в банке – не только для накопления средств на капремонт, но и для текущих расходов.
3. Органы самоуправления домов и исполнители работ должны подписывать акты выполненных работ, обеспечивая полную прозрачность того, когда, кем, из каких материалов произведен ремонт.
4. При капремонте обязательно решение общего собрания жителей, их согласие со сметой и ежемесячными ставками выплат на 7 или 10 лет.
5. Должен быть протокол о выборе (тендере) подрядчиков, об избрании уполномоченных лиц из состава правления кондоминиума (вашего дома) для приемки выполненных работ.
6. Необходим протокол согласования дефектных актов, стоимости используемых при ремонте материалов и оборудования с жилищной инспекцией, КСК, подрядчиками и акиматами.
7. Предусмотрены график и промежуточные акты поэтапного выполнения работ, подписанные заказчиком и подрядчиком. А заказчиком должен быть не кто иной, как управляющий орган кондоминиума (домоуправление, КСК).
8. Обязателен договор с КАЖДЫМ собственником квартир и помещений на производство капремонта и термомодернизацию с условиями кредитования и возврата бюджетных средств.
А то, что сейчас наспех, обманом делается на большинстве объектов, – станет, и, думаем, уже скоро, предметом большого разбирательства с привлечением органов финансовой полиции, прокуратуры и других государственных органов.
Первыми тревогу по этому поводу забили в Республиканском общественном антимонопольном комитете. Наши журналисты проехали вместе с сотрудниками объединения по столичным объектам, попавшим “под программу”, и убедились: во время капремонта многоквартирных домов – масса нарушений, а кое-где уже уместны экспертиза и вмешательство финансовой полиции.
А если судить по звонкам и сообщениям читателей, то такая же картина по всей стране – в Алматы, Кокшетау, Шымкенте, Усть-Каменогорске, других городах Казахстана.
Мы попробовали разобраться – как ремонт должен быть организован, что нужно знать и на чем настаивать.
Помогал нам в этом член экспертной группы по мониторингу за ходом реализации Программы модернизации в сфере ЖКХ при комиссии по контролю за расходованием государственных средств центрального аппарата НДП “Нур Отан” Виктор СЫЗДЫКОВ.
Астана