“Если у человека нет мозгов, спасатели ему не помогут”

Мы даже думали публикацию этого материала отложить, чтобы не вливаться в ряды тех, кто делает хайп на трагедии. Но проблема в том, что несчастья, которые уносят жизни казахстанцев, происходят ежедневно. И те, кто выносят бездыханные тела из огня и дыма, также ежедневно видят, что причины таких трагедий – практически всегда одни и те же: кто-то не уследил, кто-то понадеялся на авось, кто-то просто не подумал. И иногда действительно проносит и прокатывает. А иногда – нет. И наша общая задача – не устраивать пляски на костях погибших, но и не стараться замолчать проблемы, кивая на кого-то.

Поэтому, как бы больно ни было, но давайте уже признаемся сами себе, что во всех крупномасштабных трагедиях, которые уносят жизни людей, виноваты либо мы сами, либо другие люди. В прошлом номере мы с министром по ЧС Юрием ИЛЬИНЫМ разговаривали о причинах паводков. Закончили на том, что подтопленных домов было бы меньше, если бы люди строились по всем правилам и СНиПам. Публикуем продолжение этой беседы.

Страховщик вместо Гитлера

– Юрий Викторович, вы говорили о том, что люди были бы целее, если бы жили строго по букве закона. Но как это сделать?

– Пример не совсем в тему нашего разговора, но, когда мы вводили в Алматы систему электронного билетирования, поехали изучать опыт Южной Кореи. И я у них спросил: “А как вы поступаете с безбилетниками?”. Они даже не знали о таком явлении. У них ко мне появилась куча вопросов: “А почему человек не купил билет? А если у него не было денег на проезд, зачем он вообще зашел в общественный транспорт?” – и так далее.

Еще один плохой пример: в Германии первой трети XX века были очень убыточные железные дороги. И, когда я был ребенком и мой отец служил там, немцы рассказывали, как однажды Гитлер остановил один из поездов в поле, проверил всех пассажиров, вывел безбилетников в это поле и на глазах у всех расстрелял их. Жестоко? Безусловно! Но немцы до сих пор пересказывают друг другу эту историю, и у них уже на генетическом уровне заложилось понимание того, что надо платить за услугу – плати. Надо строить по закону – строй по закону! Ну или не жалуйся.

А у нас ведь как: положено строить дом на расстоянии не менее пяти метров от соседа. Но кто эти правила соблюдает? А потом у соседа пожар, огонь из-за близости строений перекидывается к тебе, но виноваты госорганы.

– Ну так, может, надо какие-то нормы законодательства поменять, чтобы у людей не было таких патерналистских замашек?

– Я считаю, что нам надо вводить систему страхования. Страховой агент, вооружившись СНиПами, приходит на объект и смотрит, как он построен и из чего, что предусмотрено на случай пожара. И, чем больше правил нарушил владелец объекта, тем выше страховой риск и, как следствие, страховой взнос.

За границей, кстати, страхуют даже частное домостроительство. И там всё серьезно! Если у нас человек решает перевесить телевизор с одной стены на другую, он просто прокидывает “воздушку” и ставит новую розетку, не задумываясь о том, можно это делать или нет, то там такой перенос обязательно согласовывается со страховой компанией, ведь нужно точно рассчитать нагрузку на точку, учесть материал стен и так далее. И если возникнет страховой случай из-за несогласованного изменения в проекте, это может стать основанием в отказе страховой выплаты.

Датчик на продажу, газбаллон – к печке

– С другой стороны, вряд ли кто-то хочет потерять в пожаре личное имущество или близких. Ведь чаще всего у нас пожары происходят в старых и ветхих домах, хозяева которых просто не могут позволить себе ремонт по всем правилам. Вспомнить хотя бы трагедию, когда в столице сгорели 5 сестер. Как быть в этой ситуации?

– Это частные домовладения, и мы не можем их штрафовать. Мы можем лишь убеждать людей заботиться о своей безопасности. И накануне той трагедии пожарные инспекторы приходили в тот дом.

Сейчас мы выявили по стране 119 тысяч частных жилищ, за которыми ведем наблюдение. Это дома пенсионеров, инвалидов, многодетных, а также граждан, ведущих асоциальный образ жизни. Почти во всех мы уже установили датчики угарного газа и неисправности газового оборудования – где-то за счет акиматов, где-то за счет спонсоров. Думаю, в этом году работу завершим.

Эти датчики достаточно дешевые – не более 5 тысяч тенге за штуку, очень просты в эксплуатации – там стоит батарейка, которую надо периодически менять, и при опасности этот прибор подает сигналы. К сожалению, иногда наши инспекторы сталкиваются с тем, что люди просто не меняют батарейки! А бывает и такое, что наш датчик любители разгульного образа жизни продают за горячительное.

– За последние месяцы было достаточно много происшествий со взрывами газовых баллонов. В том числе – в крупном кейтеринг-кафе столицы. Во многом это обусловлено тем, что практически везде используются газовые баллоны, сделанные еще при СССР. Как решить эту проблему?

– При правильной эксплуатации газовый баллон может нормально служить десятилетиями, в этом нет ничего страшного. Дело в другом.

За состоянием крупных газотехнических объектов следит комитет промышленной безопасности, а за состояние бытового газоснабжения отвечают газотехнические инспекции на местах. Была проблема – на протяжении многих лет эти инспекции фактически не функционировали. Мы подняли этот вопрос на заседании правительства, и было дано указание ко всем газотехническим инспекциям провести мониторинг компаний, продающих газ населению. Эти компании обязаны проверять целостность сосудов, в которые закачивается бытовой газ, и правильность их эксплуатации потребителями.

Но проблема в том, что у нас многие потребители сами не хотят обращаться к газовикам. Им проще поехать на заправку, где не только не промывают баллон, но и даже не проверяют количество примесей в нем и герметичность! По сути, это мина замедленного действия.

Раньше многие населенные пункты не были газифицированы. Но газовики, когда продавали баллоны с газом, обязательно проверяли, надежно ли они опрессованы, и напоминали, что занесенный с холода газбаллон нельзя ставить возле печки, потому что в баллоне есть конденсат, который от тепла нагревается. Сейчас многие об этом элементарном правиле эксплуатации забыли. Но пожарного инспектора к каждому не приставишь – люди должны просто думать головой! У нас же мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что баллоны отогревают возле работающей печки, что эти самые печки растапливают с применением горючих смесей, что в одну розетку включают чайник, холодильник и обогреватель, и так далее.

Без ОБЖ, но весело

– Тут, наверное, к учителям ОБЖ вопросы должны появиться…

– Сейчас же нет уроков ОБЖ! Точнее, этот предмет перевели из обязательных в факультативные. Мы пытались ставить вопрос о том, чтобы вернуть его в обязательную программу, но, глядя на то, как загружены наши школьники, решили отказаться от этого. Чтобы как-то повысить знания детей, мы теперь проводим выездные тренировки пожарных частей на территориях школ – это интереснее для них: приезжают инспектор, боевой расчет, зажигается условный огонь и пожарные показывают детям, как его потушить с помощью огнетушителя или песка, как правильно покинуть здание и так далее.

Плюс мы приступили к созданию центров, где все эти вещи преподаются в игровой форме. Первый уже есть в Алматы, и буквально на днях я разговаривал с акимом Нур-Султана о том, чтобы открыть такой же центр во Дворце школьников, строительство которого планируется в ближайшее время. Таким образом, мы надеемся, что через детей сможем повысить грамотность и родителей.

Смотри, куда ходишь!

– Пару лет назад, когда случился большой пожар в кинотеатре российского города Кемерово, комитет по ЧС проверял все ТРЦ, а люди выкладывали в соцсетях фотографии закрытых входных дверей популярных моллов. Сейчас уже, конечно, большинство о той истории забыло, но решилась ли проблема? Ведь из-за карантинных ограничений теперь во многих ТРЦ работает лишь половина входов. Насколько это согласуется с требованиями пожарной безопасности?

– Вообще-то, мы проверяем не в связи с теми или иными происшествиями, а по графику. Торговые и развлекательные центры относятся к объектам повышенного риска и проверяются ежегодно. Любая наша проверка регистрируется в органах прокуратуры. За месяц мы субъекта уведомляем о проверке и высылаем проверочный лист – то есть список того, что будем проверять.

В Казахстане таких объектов чуть более 1 400. Без единого замечания проверку прошли 45 из них. Когда мы в ходе проверки выявляем те или иные нарушения, даем до 2 месяцев на их устранение, а потом делаем контрольную проверку. И 236 объектов по всему Казахстану эту контрольную проверку не прошли. То есть они не устранили те нарушения, на которые мы им указали.

– Эти торговые объекты теперь закрыты?

– Инспектор не имеет полномочий что-то закрыть. Мы можем только подать в суд. Результатом решения суда может стать или наложение административного штрафа за невыполнение предписания, или приостановка деятельности объекта от месяца до трех. А потом он снова открывается и спокойно живет до следующей нашей ежегодной проверки. "Разнесло в клочья": для чего пожарные перед Новым годом подожгли плюшевого медвежонка

– Получается, в стране существуют 236 торговых центров, из которых в случае пожара будет сложно выбраться? Может быть, имеет смысл сделать их названия и адреса доступными? Чтобы люди понимали, куда идут?

– Мы и так не скрываем эту информацию. Когда-то вывешивали их названия у себя на сайте списком. И сейчас любой гражданин может написать письмо в ДЧС с просьбой предоставить данные о проверке того или иного объекта. И сотрудники оперативно предоставят эту информацию: сроки, статус и так далее.

Вообще, я считаю, что в этом вопросе принципиальную позицию должно занять всё общество: посетители оставляют в его здании деньги и, если он не вкладывает часть прибыли в их безопасность, может, и ходить к нему не надо?

НУР-СУЛТАН