Если ребенок не хочет идти в 1-й класс: советы психолога

Возраст от 6 до 8 лет сегодня один из самых популярных у репетиторов после выпускников. Подготовкой к школе занимаются сами школы, детсады, детские центры, кружки раннего развития, частные педагоги и родители. Но так ли это необходимо? Специалисты говорят – должна быть психологическая подготовка. В качестве такой подготовки подходит и детский сад, если ребенок туда ходил. Чаще всего, именно такие дети легче всего переносят школьную адаптацию. А если в школу ведут неподготовленного ребенка, то период адаптации в данном случае проходит с большими трудностями и большинство родителей начинают обращаться к детским психологам. Как настроить чадо на общение с Пушкиным и Пифагором – с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился семейный, детский психолог Айнур КУЛЬНАЗАРОВА.

- Айнур, скажите, как морально подготовить ребенка к школе?

- Так как ребенок идет в школу в первый раз, у него меняется среда общения, в окружении появляются новые люди. Если ребенок посещал детский сад – то в этом случае все становится гораздо проще, но есть детки, которые там не были – и именно они и требуют моральной подготовки. С таким ребенком необходимо разговаривать, говорить ему, что теперь он ученик и будет каждый день ходить в школу. Есть такие практики, что деток водят за несколько дней до начала занятий в школу и показывают им, как внутри выглядит школа, где он будут сидеть, рассказывают, где будет стоять учитель и будет все объяснять. Дать возможность ребенку поиграться во дворе школы. Такая вводная экскурсия способна благоприятно повлиять на ребенка. Конечно, главное со своим дитём разговаривать и даже дома с ним играть в виртуальную школу. Пусть ребенок повоображает, что он будет делать в школе, как будет учиться. Пускай к этой игре присоединится мама и расскажет, как нужно правильно сидеть, как нужно поднимать руку, как отвечать. Если ребенок будет знать такие наималейшие вещи – все сложится со школой у него удачно.

- Что предпринять родителям, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях и проявил интерес к школе?

- По мнению специалистов, адаптация к школе у первоклассников идет от 2 до 6 месяцев. В этот период, в зависимости от личности самого ребенка, его характера, адаптация может продлиться у одного ребенка 2 месяца, у другого – все 6. Поэтому родителям необходимо это иметь ввиду и не пугаться, а также не бояться слез и истерик. Но также стоит помнить, что именно в этот адаптационный период не стоит загружать ребенка никакими другими секциями и кружками. Часто бывает так, что родители сразу пытаются все хватать и везде успеть – но, как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит. Дайте сначала ребенку освоиться, а потом уже побежите на все кружки. Единственное, стоит оставить тот кружок, в который ребенок, например, ходил до поступления в школу, если таковой имеется. Если же никакие кружки ребенок не посещал – то в адаптационный период не рекомендуется поступать в такие секции. А чтобы ребенку было интересно в школе – это, бесспорно, зависит не только от родителей и их моральной подготовки. От школы и от самих преподавателей адаптация зависит тоже. Любая школа сначала проводит уроки для первоклассников в игровой форме, чтобы завлечь ребенка, в школах первые полгода не ставят оценки, а дают какие-то поощрения – и это верная методика. И за эти поощрения в виде смайликов, звездочек и так далее нужно хвалить своего малыша и поощрять еще и дома.

- Как вы считаете, стоит ли все-таки готовить ребенка к школе, учить его читать, писать, считать, или нет?

- На сегодняшний день, это зависит и от того, в какую школу идет ребенок. Потому что есть гимназии, есть обычные школы. И у всех образовательных заведений свои требования при поступлении. Родитель перед поступлением ведь узнает все требования, и, если он хочет, чтоб его ребенок учился в определенной школе – значит должен выполнять их требования. Если школа принимает деток, которые, как минимум, должны читать, то родитель обязан подготовить своего ребенка. А если это условие не обязательное – то и не нужно самим учить, ведь если ребенок придет в класс и будет уметь читать, а все остальные дети нет – то ему уже будет неинтересно и скучно проводить время в школе.

- Что делать, если ребенок категорически отказывается идти в школу?

- Здесь нужно крепкое терпение родителей. Только через теплые слова, через поощрения и так далее нужно ребенка завлекать школой. Такой ребенок показывает своим поведением то, что он напуган. Напуган новой обстановкой, новыми незнакомыми людьми. В таком случае необходимо поднять дух ребенка таким образом, чтобы становилось ясно, что школа – это хорошо, что там интересно, что там его ждут новые друзья, игры и много нового. Заставлять, ругать, закидывать в школу и уезжать, конечно, ни в коем случае не нужно, иначе это будет большим стрессом для первоклассника.

- Какие они — идеальные современные первоклассники?

- Любой психолог скажет вам, что это дети, окруженные любовью и вниманием. И, поверьте, этого достаточно. Но если смотреть на портрет идеального первоклассника со стороны учителей и родителей, то это ребенок, которому интересно ходить в школу, который с радостью выполняет все задания. Такой первоклассник легко привыкает к коллективу класса, со всеми общается, много улыбается и с увлечением делает все задания.