Если ничего не делать, это обойдется дороже

– Господин Халилзад, есть ли необходимость США увеличивать американский контингент в Афганистане?

– В Афганистане, на мой взгляд, создалась более сложная ситуация, чем в предыдущие годы. А сейчас мы видим, что и ситуация в Пакистане ухудшается быстрыми темпами. Пакистан – труднодоступное и непривлекательное место, и экстремизм растет в разных частях этой страны. Но США уже не могут оставаться там в одиночку. Нам необходимо сотрудничество с Китаем, Россией, Европой.

Теперь, когда в США новая администрация, посмотрим, насколько действенно будет сотрудничество, что они фактически сделают. Ведь одно дело говорить “мы должны сотрудничать” и другое – делать это.

Многие спрашивают, что будет, если мы все это бросим? “Талибан” будет процветать в Афганистане, “Аль-Каида” вернется. Это ли в интересах мира, в интересах региона? “Нет”, – говорю я.

– Достаточно ли у США финансов и сил, чтобы продолжать регулировать афгано-пакистанский регион?

– Целью США не является контроль над Афганистаном или Ираком. Цель стратегии – помочь этим странам. Посмотрите, к примеру, после Второй мировой войны европейские страны были порядочно разрушены. Но никто ведь не говорил, что США контролируют Италию, или Испанию, или Францию. Они нуждались в помощи, потому что у них ничего не было! С Афганистаном то же самое, хотя это разные страны и разные обстоятельства. У Ирака новое правительство, которое не хочет, чтобы доминировали США, Китай или Казахстан, но им нужна помощь прямо сейчас! Почему кто-то один должен контролировать Афганистан? Это не регион ресурсов, это источник проблем!

– Но это очень дорого обходится американским налого­плательщикам?

– Да, дорого. Но если этого не делать, это обойдется нам еще дороже. Я имею в виду атаку 11 сентября, которая нам очень дорого обошлась. Мы должны взвесить стоимость “делания” и “ничегонеделания” и посмотреть, что перевесит. Мы не стремились ввязываться в войну против “Талибана”. Но была атака, которая “позвала” США. Люди, и я в их числе, хотели бы, чтобы против “Талибана” было сделано что-то раньше. Но, увы, США не считали это важным, и это было ошибкой.

– Рядовые американцы поддерживают тактику США в Афганистане?

– Я думаю, речь идет не только об Афганистане, но и Ираке, частично Иране. Американцы понимают, что они могут нас атаковать, поэтому поддерживают. Поддержка не может быть устойчивой, если они будут думать, что США, сделав столько там, не добьются успеха. Посмотрим, насколько новая стратегия Обамы улучшит ситуацию. Если это случится, мы сможем обеспечить поддержку населения, если нет – это будет проблема.

– Разве молодые американцы об этом мечтают – провести молодость в Ираке или Афганистане?

– Мое мнение: многие афганцы хотят присутствия США в Афганистане. Они боятся, что США покинут их. Вы знаете, большинство афганцев не поддерживают “Талибан”, только 20 процентов населения пособничают. Остальные 80 процентов боятся и не хотят их. То есть это не оккупация.

– Считаете ли вы решение президента Обамы закрыть военный лагерь Гуантанамо верным?

– Главный вопрос: что делать с заключенными, которых выпустят? Может, их перевести в тюрьмы США, но не все хотят видеть этих людей в США, на нашем материке.

– В лагере Гуантанамо оказались четверо казахстанцев…

– Они вернулись?

– Да.

– Но что эти люди делали в Афганистане? Я предполагаю, что ошибки могут быть допущены. Но в то же время я уверен, что там есть очень опасные люди.

Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)