Если государство намерено уйти от мутных и полукриминальных управдомов, то власти обязаны создать условия для собственников

Правда, депутаты взяли на себя инициативу и готовы даже сажать в тюрьму тех, кто забыл всякий стыд, присвоив себе чужие деньги.

О законопроекте, инициированном мажилисом, мы напишем отдельно. Ранее нами неоднократно говорилось о промахах, которые были допущены прежним руководством министерства и разработчиками при подготовке реформы и поддерживающего ее законодательства. Два с лишним года переходного периода, когда одни хотят взять власть в свои руки в домах, а другие не хотят ее отдавать, показали все слабые места. Мы их собрали в единый запрос редакции и направили куратору для того, чтобы руководство ведомства имело возможность высказать свою позицию и показать свои предложения решения этих проблем. Смотрите сами, что из этого получилось.

“КАРАВАН”: Одна из причин проведения реформы – бесконтрольность расходования средств собственников руководством КСК и их массовый отказ от открытия двух счетов (текущий и сберегательный) на каждый дом. Как оказалось, из статьи 320 Кодекса об административный правонарушениях была исключена ответственность в виде штрафа на орган управления в случае срыва срока открытия банковских счетов. Иными словами, руководство органа управления в лице КСК или ОСИ, простого товарищества (ПТ) могут не открывать счета, игнорировать предписания жилищной инспекции, потому что никакого наказания, кроме “предупреждения”, за это сейчас не предусмотрено. Каково ваше отношение к подобной гуманизации кодекса, порождающей массовую безнаказанность и вседозволенность управленцев в сфере ЖКХ? Намерено ли ваше ведомство включить ответственность за данное нарушение в виде крупного штрафа в проект поправок?

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК:

От автора: Вопрос оставлен без ответа.

Для чиновников стало традицией уходить от прямого ответа, шельмуя с вопросами, – то они делают вид, что он не поступили, и исключают его из ответа на запрос, а то объединяют два вопроса вместе и дают ответ на тот, который им кажется комфортным.

Так произошло и в этот раз: указание на недопустимое решение властей, которые вымарали реальную ответственность из Административного кодекса за чувствительные для собственников нарушения закона, содержащееся в вопросе, они обошли, присовокупив к нему другой. Смотрим.

“КАРАВАН”: В Законе “О жилищных отношениях” отсутствует норма, обязывающая руководство КСК либо доверенное лицо простого товарищества (ПТ) вернуть средства “накопления на капитальный ремонт” и неизрасходованные средства на содержание дома при переходе к новым формам управления либо переизбрании представителя ПТ. При существующих полукриминальных порядках в этой сфере это несет существенные риски как для собственников, так и государства, так как жилые дома останутся без накоплений для проведения капитального ремонта. Какие меры вы намерены в этом случае предпринять? Планируете ли вы внести соответствующие поправки в закон, а также дополнения в статью 320 КоАП?

МИИР РК: На сегодня министерством выработаны поправки в статью 320 КОАП в части административной ответственности за непредставление доверенным лицом простого товарищества, физическим или юридическим лицом, осуществляющим функции управления объектом кондоминиума при смене формы управления или органа управления объекта кондоминиума в течение десяти рабочих дней совету дома по акту приема-передачи финансовой, технической документации и иных технических средств по объекту кондоминиума, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома, предусмотренных жилищным законодательством, а также неподписание акта приема-передачи, которые включены в законопроект. Основным разработчиком законопроекта является министерство юстиции. На текущий момент законопроект возвращен Администрацией Президента РК на доработку. При этом на данные поправки замечания и предложения со стороны АП РК отсутствуют. Также на сегодняшний день для совершенствования законодательства в сфере ЖКХ депутатами мажилиса парламента РК инициирован законопроект по вопросам ЖКХ.

Так, депутатами предлагается уголовная ответственность за присвоение или нецелевое использование денежных средств, предусмотренных на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также накопленных денег на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума и целевых взносов.

В качестве наказание предлагается:

– штраф в размере до одной тысячи МРП либо исправительные работы в том же размере;

– либо привлечение к общественным работам на срок до восьмисот часов;

– либо ограничение свободы на срок до трех лет;

– либо лишение свободы на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой.

Таким образом, на сегодняшний день поднимаемый вами вопрос обсуждается с заинтересованными сторонами по инициативе депутатов.

От автора: Что же, воспользуемся паузой, заполненной обсуждением, и обратим внимание разработчиков на то, что ответственность – это уже возмездие за нарушение. Мы же говорим о том, что обязательство руководства КСК, а также доверенных лиц товариществ передавать средства собственников на содержание и капитальный ремонт их дома должно быть прямо прописано в Законе “О жилищных отношений”, а не размазано по нормативным актам, о существовании которых мало кто из собственников даже подозревает. Не упрощайте жизнь прощелыгам, создайте комфортные условия для владельцев недвижимости. Предложение об ужесточении ответственности поддерживаем на все двести процентов.

“КАРАВАН”: Министерство планирует снизить порог принятия решений по финансовым вопросам с 2/3 от числа участвующих в собрании собственников до 1/2. Аналитики считают такой шаг рискованным, так как процедура письменного опроса позволяет игнорировать мнение собственников, которые не согласны с предложением органа управления и управляющей компании, сославшись, что их якобы не было дома либо квартира сдается. Подобную схему все эти годы использовали председатели КСК, получая тем самым нужные им решения. Не считаете ли вы предлагаемые изменения преждевременными?  Жилищная реформа в Казахстане: вопрос о прекращении деятельности КСК получил почти детективное развитие

МИИР РК: В настоящее время для решения финансовых вопросов на собрании должно участвовать более двух третей от общего числа собственников квартир, нежилых помещений. И для принятия решений на собрании требуется согласие более двух третей от общего числа собственников квартир, нежилых помещений, непосредственно принявших участие в голосовании. Такое правомочие собрания на практике реализовать весьма затруднительно. На сегодняшний день для совершенствования законодательства в сфере ЖКХ депутатами мажилиса парламента РК инициирован законопроект по вопросам ЖКХ. Так, депутатами предлагается снизить порог принятия решений по финансовым вопросам до 1/2 от общего числа собственников квартир, нежилых помещений. Министерство считает, что указанное изменение нормы позволит более оперативно решать вопросы, связанные с управлением и содержанием общего имущества объекта кондоминиума.

От автора: Будем следить за тем, чтобы формулировка “1/2 от общего числа собственников квартир, нежилых помещений” не усохла до “1/2 собственников, участвовавших в общем собрании”, – это разные цифры и разные итоги для собственников дома.

Отдельного внимания требует ответ на следующий вопрос:

“КАРАВАН”: Не считаете ли вы необходимым сделать обучение потенциальных руководителей ОСИ, ПТ, членов совета дома и ревизионной комиссии бесплатным?

МИИР РК: В рамках подготовки, переподготовки, повышения квалификации председателей ОСИ, доверенных лиц ПТ (простое товарищество. – Прим. авт.), управляющих МЖД (многоквартирный жилой дом. – Прим. авт.) знаниям и навыкам эффективного управления жилищным фондом курсы проводятся по утвержденной программе повышения квалификации специалистов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства по управлению и содержанию многоквартирного жилого дома в объеме 55 часов. В случае заинтересованности вы можете обратиться в учебные центры: Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова (город Шымкент); Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (город Нур-Султан). … Вместе с тем сертификацию специалистов, уже прошедших обучение, осуществляют сертификационные центры, зарегистрированные в Реестре сертификационных центров Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”… При этом, учитывая, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации председателей ОСИ, доверенных лиц ПТ, управляющих МЖД осуществляется субъектами бизнеса, его бесплатное осуществление влечет за собой дополнительные расходы из госбюджета. В этой связи на сегодняшний день бесплатное обучение председателей ОСИ, доверенных лиц ПТ, управляющих МЖД не рассматривается.

От автора: Мы исключили из текста наименования фирм, специализирующихся на обучении желающих, и их сертификации. Как справедливо сказано чиновниками, это бизнес-структуры, они зарабатывают на этом деньги, поэтому размещение их рекламы в нашем издании бесплатно невозможно. Всего в списке обучающих указано два ТОО, сертификацию проводит только ТОО – две штуки, и тоже за деньги. Обучение и в государственных организациях, и в частных стоит от 30 до 35 тысяч тенге, сертификация – от 10 тысяч до 35 тысяч тенге. Без сертификата оказывать услуги управляющего запрещено. Из четырех обучающих адресов два располагаются в Нур-Султане, один – в Шымкенте, и один – в Алматы.

Вернемся к тому, что куратор ЖКХ в правительстве даже не рассматривает возможность сделать обучение бесплатным.

Позвольте, а как вы собираетесь создавать рынок управляющих и управляющих компаний, как собираетесь бороться с нежеланием собственников возглавлять ОСИ (объединение собственников имущества), как вы собираетесь обучать тех, кто хочет войти в совет дома или в ревизионную комиссию, – откуда возьмутся все эти люди?

Да, эти деньги необходимо взять из бюджета, и сумма не так уж велика – обучение может идти потоком, дистанционно, для неограниченного числа слушателей. Справиться с этим могут два заявленных государственных учреждения, ни тиына не должно уйти налево, все средства пойдут на поддержку своих. Сертификация также не должна быть платной, ее также необходимо оплачивать из государственной казны. Более того, в каждом регионе должны быть созданы консультационные государственные центры, где бы начинающие руководители имели возможность проконсультироваться по каждому, даже мало-мальскому вопросу. В поддержку собственников и новых структур, ОСИ и простых товариществ: должны быть сформированы реестры независимых специалистов, которые могли бы ими приглашаться для оценки состояния общедомового имущества во время плановых ежегодных осмотров домов. Если государство намерено уйти от мутных и полукриминальных управдомов, то власти обязаны создать условия для собственников. Ограничиться написанием и принятием законов не получится.

Пока всё, не все вопросы и ответы мы сегодня публикуем, продолжим в следующем номере, там будет о чем нам с вами поговорить.

АЛМАТЫ