- Главное, чтобы фракции пользовались своими правами, а не отмалчивались и безропотно соглашались со всеми предложениями партии большинства, - считает политолог Жулдызай Искакова.
Позади остались выборы в Мажилис. И сейчас внимание избирателей прикована к вновь избранным депутатам. Вместе со старшим преподавателем кафедры АНК, политологом, доктором Phd Жулдызай Искаковой ИА El.kz попробовало разобраться в облике нынешнего парламента.
- Какова структура казахстанского парламента, в частности Мажилиса. Можно ли его назвать многопартийным?
- Структурно парламент Казахстана состоит из двух палат, как и в большинстве стран мира. Механизм формирования палат после последних изменений в Конституцию достаточно сложный.
Например, Сенат парламента формируется одновременно тремя способами: по два депутата от каждой области и города республиканского значения, избираемых косвенным голосованием, и плюс 10 человек назначаются президентом страны, при этом 5 из них рекомендуются Ассамблеей народа Казахстана. Таким образом, в Сенате обеспечено представительство регионов, этносов и президентской квоты.
Мажилис в отличие от Сената полностью избирается прямым голосованием граждан и формируется по смешанной системе. В нем представлены политические партии и депутаты, избранные по одномандатным округам, которых по новой избирательной системе 29. Для сравнения: первые три созыва Мажилиса формировали 67 избирательных округов.
- Можно ли новый созыв Мажилиса назвать многопартийным?
- Вполне да. По результатам выборов в него вошло 6 из 7 зарегистрированных в Казахстане партий. Тем самым Мажилис VIII созыва стал самым многопартийным за историю парламента.
Это стало возможным благодаря проведенной реформе избирательной системы в 2022 году. К прошлой системе, действовавшей с 2007-го, было много нареканий. Мажилис избирался исключительно на пропорциональной основе, новые партии не регистрировались, а те партии, которые были, не могли преодолеть высокий 7-процентный барьер. Вот и получалось, что парламент в последние годы перестал реализовывать одну из свих главных функций – представлять казахстанское общество в законодательном органе власти.
На сегодня оценивать работу нового созыва пока рано, но одно можно сказать точно: этот созыв избран по более демократичной системе, и тем самым политическая палитра в нем расширилась.
В Казахстане очень сложная структура общества, и чем больше парламент будет представлять различные группы общества, тем выше будет его легитимность, т.е. признание в обществе.
- Каково будет влияние на законодательный процесс со стороны небольших фракций?
- Сегодня в Мажилисе действуют 6 партийных фракций. Самая крупная и опытная – Amanat (41 депутат), а самая маленькая и новая – это фракция ОСДП (4 депутата).
Задача фракций – это проводить единую линию партии в парламенте по реализации своей предвыборной программы. При этом фракции есть только в Мажилисе и маслихатах, тогда как в Сенате их нет.
Конечно, чем меньше фракция, тем сложнее ей продвигать свою повестку. И в этом плане у партии Amanat больше ресурсов и возможностей, чем у какой-либо другой партии. Но, согласно законодательству, у малых фракций есть ряд гарантированных прав.
Например, малые фракции имеют право инициировать проведение парламентских слушаний, лидерам фракций гарантируется право выступления на совместных заседаниях палат, заседаниях Мажилиса, комитетов, рабочих групп и т.д.
Главное, чтобы фракции пользовались своими правами, а не отмалчивались и безропотно соглашались со всеми предложениями партии большинства.
Кстати говоря, парламентские фракции предыдущих созывов регулярно подвергались критике за формализм, заорганизованность, отсутствие диалога с избирателями и слабое реагирование на острые вопросы страновой повестки.
Ряд исследований говорят о том, что и сами депутаты прошлых созывов были не удовлетворены организацией внутрифракционной работы. В частности, отсутствовала культура ведения дискуссии, отмечались случаи, когда несогласие депутатов друг с другом воспринималось не иначе как нанесение личной обиды. Нет понимания, что наиболее качественные законы зачастую являются результатом жестких дискуссий.
Если даже малая фракция будет проводить политику публичности, открытости, подотчетности перед избирателями, то это только усилит ее в глазах общественности.
- Какие ключевые инициативы и изменения в законодательстве может инициировать Мажилис?
- Какие бы ни были инициативы, они должны быть основаны на доказательной базе, максимально обоснованны и во благо развития общества.
Проблемных вопросов у нас много. Начиная с социальной сферы и заканчивая нефтегазовой. Главное, выстроить приоритеты - что может подождать, а что уже не терпит отлагательств.
- Можно ли считать, что депутаты Мажилиса будут поднимать острые, злободневные вопросы в своих запросах?
- Думаю, что у депутатов нет другого выбора. Будут отмалчиваться и предлагать неактуальные инициативы – потеряют доверие граждан.
Например, по данным КИСИ при президенте РК в прошлом году высоким доверием граждан пользовался президент - свыше 80 %, тогда как парламенту выразили доверие чуть более 50 % респондентов.
Это говорит о том что последнему нужно будет хорошо поработать, чтобы заработать доверие населения. Для этого парламенту следует поднимать острые и актуальные вопросы, чтобы не допускать того, что люди будут вынуждены сами через улицы доносить свои проблемы, проводить открытые дебаты по важным вопросам, избегать не имеющих под собой доказательной базы решений и т.д.