Если беспорядки в Иране выльются в вооруженный конфликт, нефтедобывающий рынок может пошатнуться - политолог

Последние дни 2017 года были ознаменованы не самыми приятными новостями из Ирана, которые всполошили мировую общественность. Как оказалось, по всей стране прошли стихийные митинги, которые позже переросли в беспорядки. Протестующие недовольны экономической ситуацией в стране и действиями властей. Поводом для массовых выступлений стало повышение цен.

Как сообщили многие западные СМИ, нынешние протесты стали самыми масштабными с 2009 года, когда на улицы вышли недовольные переизбранием Махмуда Ахмадинежада. При этом одновременно с протестными акциями проводятся митинги в защиту правительства Ирана.

По информации из СМИ, в результате столкновений с полицией погибли по меньшей мере 20 человек, в том числе сотрудники сил правопорядка. По данным иранских властей, за участие в беспорядках арестованы свыше 450 человек. Также сообщалось о блокировании всех социальных сетей и мессенджеров.

Иран и без этого является закрытой страной, а при блокировке интернет-ресурсов информация из неё стала распространяться не только с опозданием, но порой и в искаженном виде. Дабы не вводить наших читателей и самих себя в заблуждение, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с известным политологом Исламом КУРАЕВЫМ, который помог нам разобраться в происходящем на Ближнем Востоке.

- Есть мнение, что большая часть информации, форсируемой в СМИ, по поводу беспорядков в Иране не соответствует действительности или же сильно преувеличена. Как дела обстоят на самом деле?

- Нельзя отрицать того факта, что беспорядков не было. Они были, причем во многих городах страны, в основном в останах (провинциях. - Прим. ред.), населенных различными этносами (курды, лури, арабы, азербайджанцы). Но массовость была очень преувеличена, самые сильные вспышки наблюдались в Мешхеде, Луристане и Керманшахе, там было по несколько сотен людей, в других частях страны митингующих насчитывалось порядка нескольких десятков. Фактически информационная война идет полным ходом. Если посмотреть на те или иные СМИ, то каждый вещает как хочет, на самом деле точную оценку никто дать не может в связи с тем, что страна полностью закрыта для международной прессы, а с блокировкой Интернета все еще сильней усложнилось. Ситуация напоминает Мьянму, где каждый буквально из пальца новость вытягивает. Посмотрев десятки видео, могу сказать, что 9 из 10 не соответствуют нынешнему времени, так как их показывали ранее, когда также наблюдались массовые митинги в Иране, это в 2006, 2009, 2015 годах соответственно. И, как мы видим, народ повелся в большинстве случаев, поэтому в Сети мнения разделились, кто-то даже сравнил иранские события с тем, что происходило в Сирии в 2011 году.

Но последние новости из Ирана были лишь 1 января, даже в западных СМИ перестали мусолить эту тему, однако наши и российские информационные агентства опаздывают, поэтому часть материала была опубликована только сейчас. Например, о протестах в Иране я писал на своей странице еще 28 декабря, наши же масс-медиа написали об этом лишь 30-го ночью, а кто-то и 31-го, для информации это колоссальный разрыв во времени. Теперь представьте, что творится в головах наших сограждан, когда  информация за 31 декабря выдается как нечто актуальное и происходящее в данный момент.

- Кому может быть выгодно преподнесение информации именно в таком ключе? И ради чего это делается?

- Иран много кому в мире не очень нравится, поэтому его дестабилизация выгодна многим государствам, как региона, так и мира в целом. Пока же активно высказали свою позицию по Ирану лишь несколько стран, в том числе США и Израиль, так сказать, главные противники нынешнего режима ИРИ.

- В чем заключается интерес США?

- Не стал бы открыто обвинять США во вмешательстве во внутренние дела Ирана, так как подобные факты не наблюдались. Думаю, в целях своей национальной безопасности США хотят закрепить в Иране лояльного к себе правителя, но не более. Но на данный момент это невозможно в силу того, что нынешнее правительство никуда уходить не собирается.

- С 1 января Казахстан председательствует в Совбезе ООН, но наша позиция по поводу событий в Иране озвучена не была. Более того, вопрос Ирана даже не ставится в повестку дня. Как это можно объяснить?

- Так как сама ситуация пока не совсем ясна, данный вопрос на повестку дня и не может ставиться. Если говорить о правах человека или же о свободе слова, то все понимают, что Иран - теократическая страна, так же как и многие другие государства региона. Тем самым и вызвана сдержанная позиция по ситуации в Иране.

- Иран является одним из ключевых игроков в нефтедобыче. Может ли ситуация вокруг него повлиять на стоимость нефти и ослабить доллар?

- До этого Иран также находился под санкциями, но это никоим образом не отразилось на мировых ценах на нефть. Если смотреть на статистику, то пока сильно на рынок ситуация не повлияла, мировые эксперты оценивают положение в Иране как более чем нормальное для страны. Если массовые беспорядки превратятся в вооруженный конфликт и ключевые нефтедобывающие комплексы перейдут под контроль оппозиции, в таком случае уже можно говорить о ситуации на рынке.

- Как, по-вашему, в каком ключе будут развиваться дальнейшие события вокруг Ирана? Долго ли эта тема будет муссироваться в СМИ?

- Вообще события в Иране уже подходят к концу, однако ситуация будет находиться под контролем Корпуса стражей исламской революции и басиджей. В ближайшие дни будут проведены последние чистки по всей стране, дальше ситуация более чем разрядится. В СМИ эта тема еще долго будет разбираться, особенно в наших, думаю, до конца января мы еще будем вспоминать Иран, но не вспомним, что в Конго люди также вышли на улицы, и там ситуация куда критичнее.