У таразского режиссера уже была киношкола в его родном городе, которая за три года выпустила более 60 режиссеров, сценаристов, продюсеров, операторов, звукорежиссеров, художников-постановщиков, монтажеров. Они успешно работают в индустрии. Перед набором четвертого потока школы у ее креатора возник вопрос: не пришла ли пора срежиссировать более масштабный образовательный проект?
– Как ни крути, Алматы – центр нашего кинематографа. Здесь легко и просто можно пригласить для мастер-классов и преподавания профессионала любого ранга. Я знаю всех, и все меня поддерживают. Отправить студентов на практику – тоже не проблема. В Таразе всё это сделать было непросто, – поделился режиссер. – У нас даже есть девочки, которые будут студентов по таймингу “прессовать”, чтобы они сразу понимали, каково это – встрять из-за опоздания на съемочную площадку. Опаздываешь, и тебе – раз! – шапалак такой отвешивают! (Смеется.)
Мастера! Мастера!
Идеолог школы, который готовится к производству сразу двух собственных картин, планирует, что в ACS будет несколько факультетов. Учащихся здесь может быть до 100 человек в одном потоке, тогда как в Таразе училось максимум 25. 9 профи кинематографа уже подтвердили свою готовность преподавать. Среди них операторы Сардар Баймолдин (“Мерген”, клипы “Ирины Кайратовны”) и Асылхан Мелдебеков (“Зере”), сценарист Сабина Тусупова. Курс для художников-постановщиков будут вести дизайнер Раушан Отан, а также Джалалитдин Ибрагимов (сериал “Игра на вылет”) и Айбек Айнабеков (“Aool House”), поделится опытом с будущими гримерами и костюмерами Айнур Рыспек. Департаментом звука новой киношколы будет заведовать Виталий “Kicha” Кичатов – звукорежиссер, режиссер и... рэпер из Шымкента, друг и коллаборатор Скриптонита и Jah Khalib. Все названные – опытные практики казахстанского кино, некоторые – даже несмотря на молодость. Пока среди специальностей нет еще одной, крайне важной – второй режиссер, который, по мнению ГЦПНК “Kazakhcinema”, “одна из ключевых фигур на съемочной площадке, человек, который превращает творческий замысел авторов в реальный фильм”. Думается, к этому киношкола еще придет в случае успешного старта.
Зачем же так много специалистов Казахстану, чье кинопроизводство лишь в последние годы стало оживать, да и то, как заявил министр культуры и спорта Даурен Абаев, лишь 8 процентов фильмов, снятых в стране за 30 лет, попало в прокат?
– Я не соглашусь. У нас всегда не хватает настоящих специалистов. Много просто “хороших парней” – пришел непонятно откуда, что-то делает, и всё. Но за все проколы ему нужно либо зарплату урезать, либо по чайнику дать. А ни то ни другое делать не хочется. И такие “спецы” сплошь и рядом. Потому что идти учиться 4 года никто не хочет или не может. Есть и такие, которые готовы штаны протирать несколько лет, получить диплом, а после пойти в магазин работать, где они, в принципе, все эти 4 года и так работали, – прокомментировал мое сомнение Даурен Камшибаев.
3 + 2 = ?
В Казахстане до недавних пор существовало, как минимум, три высших учебных заведения, которые готовили кадры для кинопроизводства в основном по 4-летней программе бакалавриата. К слову, в КазНАИ им. Жургенова только год обучения (к примеру, по специальностям "режиссер игрового кино" или "оператор кино и ТВ" обойдется в сумму от 598 до 869 тысяч тенге. Не все такое потянут.
В этом году добавляются еще две киношколы. По мнению Камшибаева, проактивным молодым ребятам, жадным до знаний, будет достаточно от 3 до 6 месяцев, чтобы заложить основной фундамент из знаний, навыков и дисциплины. По его словам, обучение в школе, которая расположится в одном из креативных пространств Алматы, будет выстраиваться гибко и экспериментально.
– Создатели школы хотят построить внутри нее мини-модель рынка. Раз в неделю будет проходить питчинг проектов. Курс сценаристов представляет свои сценарии, курс режиссеров выбирает лучшие, и начинается подготовка к съемкам. И пусть это будут работы продолжительностью в несколько минут, но на этом примере они узнают, как это должно делаться. И после обучения, придя на киноплощадку и увидев, как всё на самом деле, они скажут: “Нет, мы так не хотим. Мы знаем, как это должно делаться, и будем работать так”, – пояснил один из преподавателей школы Виталий КИЧАТОВ.
“...был светофор зеленый”
Чтобы получить оборудование школы для съемок дипломной работы по окончании трехмесячного обучения, студенту нужно будет получить “green light” (“зеленый свет”). Это американская система, по которой работают многие киношколы мира, в частности New York Film Academy. Автор проекта должен сначала защитить свою идею перед каждым департаментом – актерским, режиссерским, звука, художественно-постановочным и т. д. И только тогда получит технику, и начнутся съемки. Стоп! Снято!: Какая участь ждет главную киностудию страны после скандалов и пожара
Согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, только в 2021 году в стране было создано 340 фильмов (31 из них – полнометражный). Число зрителей зарубежного кинопродукта составило 6,6 миллиона человек, за год оно увеличилось более чем в 2 раза. Однако на национальные фильмы за год пришло лишь около 932 тысяч казахстанцев, цифра, напротив, уменьшилась на 46,5 процента. В прокате республики национальное кино, по данным Бюро, составляло менее 10 процентов. Среди стран, чьи фильмы мы смотрим в кинотеатрах, на первом месте с огромным перевесом, конечно же, США, далее, что приятно, хоть и с большим отставанием – наша страна, уже после нее российский, британский, немецкий и прочие кинематографы.
Планов у организаторов ACS – прямо по Маяковскому – громадьё. Им хочется построить своеобразный завод по производству кадров, выпустить готовые команды молодых профессионалов, овладевших теорией и практикой лучших студий мира и готовых подтянуть местное кинопроизводство до их уровня. Мечта основателей киношколы – создать в Алматы центральноазиатский креативный хаб кинопроизводства. Как говорится, мечтать не вредно. Но ведь еще вреднее – не мечтать. Тем более что только на государственное финансирование в этом году в стране претендовало аж 118 полнометражных кинопроектов.
АЛМАТЫ