ЕС решил держать марку

Снятия санкций ждали столь долго, что они уже перестали интересовать исключительно Ташкент и Брюссель. Сейчас это по большей части вопрос того, насколько далеко европейцы готовы пойти в вопросе прав человека.
Готовы ли они, отодвинув в сторону энергетический вопрос, выдержать солидную по протяженности паузу или в любую минуту пойдут на нормализацию отношений с перспективой получить энергоресурсы, минуя зловредную Россию?
Разумеется, вопрос уперся в то, какое решение примет Еврокомиссия, как было обещано не в феврале, а в мае нынешнего года. Часто можно видеть, как порой самые принципиальные позиции ЕС в соприкосновении с реальной жизнью и реальными проблемами одномоментно становились аморфными и бесхребетными.
Не один раз еврочиновники, заняв ту или иную позицию в сфере прав человека, потом тихо уходили в сторону, следуя прагматическому расчету, и забывая о принципиальности.
Новая стратегия, разработанная Германией, должна была привести к тому же. Проще говоря, простить Узбекистан и за его согласие поставлять энергоресурсы, прекратить третировать официальный Ташкент по вопросу прав человека и андижанских событий.
В данном контексте примечательна конференция, которая была организована 2 марта в Брюсселе Центром изучения европейской политики и выступление на ней специального представителя ЕС для стран Центральной Азии Пьера Мореля.
"Показать кулак" по-европейски
Он, в частности, заявил, что заблуждением является мнение, о том, что Евросоюз готов закрыть глаза на правонарушения в Узбекистане в обмен на узбекский газ и нефть. Дословно: "Мы не ставим вопрос: газ или права человека? Мы все в Евросоюзе разделяем гуманитарные ценности. До тех пор, пока в стране не будут работать демократические институты, мы не будем получать оттуда энергоресурсы. И это нас отличает от России и Китая".
В то время, как Европа продолжает "держать марку", Москва и Пекин активно участвуют в проектах по разработке и добыче энергетических ресурсов на территории Узбекистана. Российские "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" уже давно работают над проектами с миллиардными инвестициями и многомиллиардными потенциальными выгодами.
Москва и Пекин взяли под свой зонтик официальный Ташкент, который уже в течение почти двух лет рассчитывается за это покровительство.
Центрально-азиатская стратегия, предложенная ЕС Германией, была оценена Морелем более чем прохладно. Он заявил, что до практического принятия стратегии еще далеко, а то, что ее обсуждение идет уже два месяца в европейских структурах, по его словам, ни о чем конкретном не говорит. Сославшись на консенсус при принятии решений в рамках ЕС, он пояснил, что "если какие-то страны не согласятся, то никакой стратегии не будет".
Нестыковки
Конечно, нужно принимать во внимание, что заявления Мореля есть, по сути, мнение одного из европейских чиновников высокого ранга. Не больше того… Даже он согласился с тем, что Евросоюз видит серьезные проблемы в регионе Центральной Азии, которые ЕС необходимо решать при участии и взаимодействии со всеми странами региона.
К такого рода вопросам, по его же словам, относится война в Афганистане и необходимость обеспечения всем необходимым 30 тысяч военных в составе международной коалиции. Не меньшую озабоченность европейцев вызывает рост производства опиума в Афганистане, как заметил Морель, в 2006 году производство опиума здесь увеличилось на 60 процентов по сравнению с 2005 годом.
Теперь есть повод поговорить, почему Берлин дожил до того, что временами открыто, временами в завуалированной форме стремится обеспечить снятие санкций против Узбекистана.
Немцы полагают, что позиции Москвы по вопросу подписания Европейской энергетической хартии лежат не по линии Москва-Берлин или Москва-Брюссель, а по кривой - Брюссель-Центральная Азия.
Если европейцы смогут обеспечить транспортировку каспийской нефти и газа напрямую в Европу, минуя Россию, то ЕС получит козырную карту в игре с Москвой. Немцы также полагают, что благодаря сохранению своей военной базы в Термезе смогли оказать большую услугу всему Западу, став перевалочной базой для сил коалиции в Афганистане. И те же немцы считают, что все вопросы, связанные с Афганистаном, от региональной безопасности до поставок наркотиков в Старый Свет и Америку, без Узбекистана решить практически невозможно.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы корректно оценить вышеперечисленные выкладки. Как говорится, географию никто не отменял, и потому без Узбекистана не вырисовывается глобальной карты безопасности во всем центрально-азиатском регионе. Вырвать из этой конфигурации Узбекистан, значит, получить схему с большой дырой посередине. Все это не только не собирает пазл в цельную картину безопасности, но и противоречит здравому смыслу. С другой стороны, через территорию Узбекистана проходит магистральный экспортный газопровод "Средняя Азия-Центр".
"Газпром" близок к тому, чтобы получить разрешение узбекских властей на его реконструкцию. Предполагающую, между прочим, расширение трубы и увеличение ее пропускной способности. В случае, если планы по модернизации трубы будут осуществлены (переговоры российской и узбекской стороны вокруг прав собственности на модернизированный газопровод), то европейцам еще долго не видеть на своем рынке узбекский газ. Без узбекского газа и лояльности Ташкента к энергетическим проектам европейцев трудно предположить, что новая европейская стратегия в отношении Центральной Азии будет эффективной.
Предположим, Астана скажет…
Единственной страной региона, вполне позитивно рассматривающей планы ЕС по энергетической безопасности, является Казахстан. Стремясь уменьшить свою зависимость от большой "газпромовской трубы", Астана пока положительно оценивает центрально-азиатские планы Брюсселя. Однако необходимо иметь в виду некоторые обстоятельства благосклонного отношения Казахстана.
Обстоятельство первое. Астана не пойдет на поставку каспийских энергоресурсов в Европу, если Брюссель будет позиционировать себя однобоко. Однобоко, значит, в противовес интересам России. Европа просто обязана принять во внимание интересы Москвы в проекте нефтепровода "Бургас-Александруполис", и не чинить России препятствий по ходу осуществления данного проекта. Сегодня складывается впечатление, что Греция и Болгария стараются максимально затянуть сроки осуществления проекта.
Обстоятельство второе. Астана не будет в полной мере сотрудничать с Брюсселем, если Узбекистан останется страной-изгоем. Здесь в действие вступают прагматические расчеты Казахстана, полагающего, что без Узбекистана проблематично выстроить зону лояльности в отношении европейских энергетических проектов. В планах Астаны начать в 2010 году строительство газопровода в Китай, куда потенциально могут быть привлечены объемы газа из туркменских и, подчеркнем, узбекских месторождений.
Обстоятельство третье. Наверное, ключевое. Астана понимает, что европейцы лихорадочно ищут выход из "узбекского кризиса", и весомый повод, чтобы выйти из режима санкций по отношению к официальному Ташкенту. Быть может, намеченная в Польше в ближайшее время конференция по энергетическим ресурсам станет хорошим полем, где можно обсудить вопрос Узбекистана.
Нет ничего невозможного
Брюссель сам себя загнал в угол. Несмотря на довольно резкие высказывания Мореля, есть резон проанализировать несколько вариантов развития событий.
Первый, оптимистический. Лихорадочный поиск ЕС завершается успехом, и европейцы находят повод к тому, чтобы отменить санкции против Узбекистана. Одной из таких предпосылок может стать встреча европейских экспертов с узбекской стороной, в ходе которой Брюсселю будут переданы документы по андижанским событиям. Нет ничего страшного в том, что документы, возможно, субъективно трактуют суть событий в узбекской части Ферганской долины, в практике мировой дипломатии на веру принимались и не такие документы. В случае, если будет создан пояс стран, лояльных к европейским энергетическим инициативам, тогда сам процесс создания альтернативных коридоров доставки центрально-азиатских энергоресурсов в Европу получит дополнительный стимул.
Второй, пессимистический. Брюссель будет бесконечно долго держать в изоляции официальный Ташкент. В этом случае Москва и Пекин смогут воспользоваться патовой ситуацией в Узбекистане, чтобы создать более крепкий фундамент под поставки узбекских энергоресурсов или по большой "газпромовской" трубе в Европу, или по предполагаемой казахстано-китайской трубе в Поднебесную. Или в оба направления, ибо договариваться, как показывает их сотрудничество в рамках ШОС, обе стороны могут.
Упрямство никогда не было положительной чертой характера даже отдельно взятого человека. А когда такую же черту проявляет Европейский Союз, вдвойне странно…