Ерлан Сагадиев: От бесполезной работы учителей можно избавить достаточно быстро

О том, кто понуждает преподавателей выполнять не свойственные им функции и как с этим явлением борются в министерстве образования и науки, “КАРАВАНУ” рассказал глава МОН Ерлан САГАДИЕВ.

– Наши учителя, помимо непосредственно преподавания, перегружены бумажной работой – написанием программ, отчетов, ведением журналов. Сейчас школы переходят на электронные журналы, но учителя, опасаясь проверок, все равно ведут бумажные. Что с этим делать?

– Эта информация прошла в прессе, и она подтверждается акиматами на местах. Нам, МОНу, бумажный журнал уже не нужен. Свои приказы мы уже выпустили. Сегодня в основном бумажные журналы проверяют КФК – это комитеты финансового контроля маслихатов, они собирают информацию и отчитываются перед маслихатом области. КФК смотрит за правильным распределением средств в самой области, то есть это работа между маслихатами, акиматами и школами. Но все думают, что напрямую регулировать этот вопрос может МОН.

Министерство пытается, но это, к сожалению, не входит в наши полномочия. Мы не можем акиматам запретить выполнять ту или иную функцию. Но что мы можем сделать – это совместно с министерством финансов выпустить инструктивное письмо, которое говорит: “В законе и инструкциях МОНа электронная и бумажная отчетность приравнены, и мы рекомендуем местной исполнительной власти этого не делать”. Мы разъясняем, обозначаем позицию правительства.

Сейчас ситуация уже переломилась: учителя начинают меньше бояться, все большее количество школ переходит на электронные журналы, отказываясь от бумаги.

Сейчас такое совместное инструктивное письмо мин­обра, прокуратуры и минфина для комитета финансового контроля находится на согласовании. Процедура не быстрая, нужно получить мнение акиматов на местах, чтобы его подписать.

– Много времени учителя отдают дополнительной работе: участию в городских мероприятиях, выборах, массовках. То есть преподавателей нагружают не свойственными им функциями. Сколько еще это будет продолжаться?

– МОН начало с себя. Мы убрали функцию, которую требовало само министерство образования, – это так называемый всеобуч, подворный обход. Задача по сбору информации в наше время решается другим способом: поскольку эти данные в разных базах данных есть, достаточно, чтобы госорганы собрали их вместе. Таким образом, мы смогли избавить сотни тысяч учителей от хождения по дворам, от обстукивания дверей, от бесконечного заполнения анкет. Это большая проблема, и она не единственная из тех, что уже удалось решить.

Учителей задействуют по требованию разных госорганов, и это регулируется на уровне местной исполнительной власти. К нам в министерство приходят сигналы, что педагогов задействуют то там, то здесь, и мы на эти сигналы начинаем системно реагировать.

Например, есть запросы минздрава о состоянии здоровья школьников. Это следующий вопрос, который решает наше министерство. Медицинские кабинеты в школах переданы министерству здравоохранения, как вы знаете. Теперь задача – собирать запрашиваемую им информацию через медицинские кабинеты без участия учителей. Эту работу надо планомерно выстраивать, просто так взять и запретить не получается.

Должно стать понятным: министерство не заставляет педагогов участвовать в чем-то. Наоборот, оно намерено работать с акиматами, с другими госорганами над механизмами, позволяющими как можно меньше задействовать учителей на тех работах, на которых они не должны быть задействованы.

– Но от остальных обязательств, не свойственных учителям, их пока не избавили. К примеру, от работы на выборах.

– Мы не можем просто взять и бросить такую важную государственную функцию. Если говорить о выборах, то нам нужно сначала четко отработать механизм: кто тогда будет эту работу исполнять? Если избирательный участок будет не в школе, то где? В больнице или в редакции вашей газеты? Кто будет выставлять урны, подсчитывать голоса? Надо сначала все это согласовать, а потом уже принимать те или иные решения. Внутри правительства мы это прорабатываем, чтобы от этих функций учителей или максимально избавить, или хорошо оплачивать им эту работу.

Нужно понимать, что учитель – это важная часть нашего социума, носитель государственной идеологии, образованный и уважаемый специалист на месте, поэтому полностью от общественной работы он никогда, наверное, не будет избавлен. Но от массы бесполезной работы его можно избавить достаточно быстро, что мы и стараемся сделать. Не хочу быть популистом и заранее обещать, что будет так-то и так-то. Давайте сначала сделаем, а потом будем оценивать результаты.

Астана