ЕНПФ: Денег много, а тратить некуда

На прошлой неделе министерство выпустило первую партию государственных ценных бумаг (ГЦБ) по ставке уровень инфляции плюс 0,1 процента.

Таким образом, государство гарантирует минимум, который может предложить – сохранение ценности пенсионных активов вкладчиков.

А взамен получает объемистый источник покрытия дефицита бюджета – на 1 февраля размер активов, которыми управлял ЕНПФ, составил более 1,7 триллиона тенге. После присоединения самых крупных НПФ, в том числе “Улар-Умит”, “Грантума” и НПФ Народного банка Казахстана, сумма накоплений превысит 3,7 триллиона тенге. Для сравнения: расходы бюджета Казахстана в 2014 году составят 6,7 триллиона тенге, а дефицит бюджета – 942 миллиарда тенге. То есть сумма накоплений в пенсионной системе равна чуть ли не половине бюджетных расходов и в четыре раза перекрывает размер бюджетного дефицита.

Еще в ноябре 2013 года председатель Нацбанка РК Кайрат КЕЛИМБЕТОВ сообщил, что 90 процентов всех пенсионных денег будет инвестироваться в ГЦБ для покрытия дефицита республиканского бюджета. И только 10 процентов, возможно, будет направляться на депозиты коммерческих банков – как длинные деньги.

– Не больше 10 процентов, я еще раз хочу сказать. Основное – это государственные ценные бумаги, – подчеркнул тогда К. Келимбетов на пресс-конференции.

Прежний критик накопительной пенсионной системы, а сейчас советник председателя Национального банка Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, считает, что новые ценные бумаги – это правильное решение. Вот как он прокомментировал это в соцсетях:

– По поводу разницы в доходности, честно говоря, удивлен эмоциональностью подхода. Во-первых, на пенсионные вклады есть гарантия государства. И всегда, где она дается, ставка будет ниже, чем где нет гарантии. Во-вторых, учтите, при НПФ средняя доходность по системе была ниже, чем сейчас, хотя бы за счет вдвое больших комиссионных. Причем доходность держалась в пределах 2–3 процентов только за счет ГЦБ, тогда как по вложениям в негосударственные бумаги доходность была в пределах одного процента. Государство через создание ЕНПФ пытается минимизировать все краткосрочные риски. Мне в целом непонятно, почему люди не проявляют последовательности. Я вот лично критиковал, что доходность у пенсионной системы ниже инфляции – государство в ответ выпускает бумаги с доходностью на уровне инфляции или чуть выше. Остаются проблемы с соответствием официальной и реальной инфляции – но это уже вопрос более тяжелый и долгосрочный, но и его решить можно.

Для финансирования дефицита нужен примерно 1 триллион тенге. Куда пристроить остальные 2,5 триллиона? При этом следует учесть, что в год, как упомянул К. Келимбетов, в систему приходит 500–600 миллиардов тенге. С увеличением числа вкладчиков, о чем постоянно печется Министерство труда, сумма пенсионных отчислений будет расти еще быстрее.

В начале 2013 года прежний глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО среди основных недостатков частных НПФ указывал их неспособность финансировать крупные инвестиционные проекты. Единый же фонд, нынешний ЕНПФ, вполне справится с такими задачами, так как он будет аккумулировать больше средств. Это произошло. ЕНПФ работает. А что дальше? Какие проекты он может финансировать? Кто составляет этот список и ведется ли вообще эта работа? “Караван” отправил запрос в Национальный банк с этими вопросами, но пока ответа не получил.

Есть и другие опасения. Какова вероятность, что пенсионные деньги, которые могут быть инвестированы в финансирование проектов внутри Казахстана, будут использованы настолько правильно и разумно, что смогут принести пользу? И главное – вернутся в ЕНПФ в целости и сохранности? Последние годы Казахстан сотрясают коррупционные скандалы, связанные как раз с неправильным освоением бюджетных средств, выделенных на модернизацию экономики, строительство инфраструктурных проектов и проведение крупных мероприятий. Следовательно, и пенсионные накопления казахстанцев рискуют быть растрачены или потеряны. В этом случае придется отвечать государству, ведь именно оно взяло на себя обязательства по сохранению пенсионных накоплений. Но и здесь у аналитиков есть опасения.

– У меня есть сомнение, что необходимо использовать средства ЕНПФ для финансирования крупных инфраструктурных проектов , – сказал “Каравану” аналитик Дамир СЕЙСЕБАЕВ. – Их доходность сомнительна. Также у нас средства используются не всегда эффективно. Плюс проблема в наличии самих проектов. В этой связи лучше всего – это инвестировать больше половины активов в ценные бумаги за рубежом.

Но не так, как делали НПФ ранее, покупая  “мусор”, а брать бумаги первоклассных эмитентов. По примеру того, как это делает норвежский Пенсионный фонд. Это на длинном временном отрезке позволит приносить вкладчикам доход. Да, кризисы бывают, но история показывает, что финансовый рынок все равно растет. Главная цель пенсионного фонда – обеспечить людям старость. С этой точки зрения первоклассные зарубежные активы более выгодны. Доходность активов пенсионного фонда будет, скорее всего, невысокой. Всем известно, что риск прямо пропорционален доходности. Чем ниже риск, тем ниже доходность.

В Казахстане предельные цены на бензин будут устанавливаться ежемесячно. Об этом заявил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ. По его словам, для насыщения внутреннего рынка республики и стабилизации цен на основные виды нефтепродуктов будут утверждаться графики поставок нефтепродуктов по регионам, ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на бензин и дизтопливо.
...
Ни одна из задач первого этапа Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития не решена, считают депутаты Мажилиса Парламента.
– Как мы знаем, конечная цель в рамках этой программы первого этапа была – обеспечение диверсификации экономики, сокращение объемов импорта, увеличение поступлений в доходную часть бюджета, наполнение внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства. К сожалению, следует признать, что за пять лет ни одна из этих задач на сегодняшний день не решена, – сказала депутат Гульжана КАРАГУСОВА.
...
У правительства не получилось заставить бизнес перейти на безналичные платежи, заявил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ.
– Мы сначала пробовали насильно (добиваться установки POS-терминалов. – “Караван”), это получило отторжение. Сегодня должны быть стимулирующие факторы по безналичным платежам. Мы рассматриваем вопросы, связанные с налогообложением, для того, чтобы стимулировать тех, кто проводит безналичные платежи, чтобы он имел преимущественное право, – сообщил министр.
...
Казахстан откажется от толлинговых операций по получению ГСМ в Китае, считает глава НК “КазМунайГаз” Сауат МЫНБАЕВ.
– После тех решений, которых мы достигли в конце прошлого года с Российской Федерацией, я, честно говоря, не вижу экономической основы для толлинга. Я думаю, он сведется на нет, – заявил он.
Толлинг – схема, при которой поставщик обеспечивает переработчика сырьем, а затем забирает конечный продукт, заплатив за переработку. Ранее сообщалось, что переработка нефти в Китае в 2014 году продолжится. В этом году планируется вывезти в Китай на переработку 200 тысяч тонн казахстанской нефти. В 2012–2013 годах так было переработано 339 тысяч тонн казахстанской нефти.