Елизавета Индийская

Девять лет спустя после фильма “Елизавета” режиссер индийского происхождения Шекар Капур вернул величайшую правительницу Англии на киноэкраны. Его новый фильм “Золотой век” вновь пестрит великолепными декорациями и костюмами, блистает звездными актерами, также вызывает диатез мелодрамой в худших ее проявлениях и неуемным пафосом.

…После воцарения на престоле Елизаветы I Англии не удалось преодолеть религиозную разобщенность. Половина страны – протестанты, тогда как другая половина – католики, считающие своей королевой заточенную в шотландском замке Марию Стюарт. Они только возрадуются, если “незаконнорожденная, пустая” Елизавета будет свергнута. Аналогичные планы строит и ретивый католик, испанский король Филипп II, готовящий к выводу в море свою армаду. Елизавета же помимо политики занята и неустроенной личной жизнью, в которой возникает красавец-авантюрист Уолтер Рэйли.

“Золотой век” грозил стать одним из главных кинособытий года. Однако на поверку оказался одним из главных разочарований. Режиссер Шекар Капур, как неподготовленный йог на углях, мечется из одного жанра в другой, в итоге на чем-то конкретном так и не останавливаясь.

Первые 40 минут – школьный урок истории: интриги, заговоры, дипломатия, смотрины невест. Сцена знакомства Рэйли и Елизаветы совсем уж хрестоматийна: будущий фаворит сначала плащом прикрывает лужу на пути королевы, а затем знакомит двор с картофелем, табаком и индейцами. Когда челядь кусает сырые клубни и неловко курит, создается полное ощущение, что читаешь учебник 7-го класса.

Покончив с вводной частью для непосвященных, Капур переходит к мелодраме. Рэйли хочет добиться расположения королевы, Елизавета тоже им увлечена, однако сам сэр Уолтер крутит роман с фрейлиной. Это уже история для тех, кто помимо учебника не брезговал и дополнительно рекомендованной по теме литературой. Вторая часть не такая стройная, как первая, зато более живая. Впрочем, происхождение Капура уже лезет из всех щелей, и индийская любовь при английском дворе смотрится несколько нелепо.

Окончательно же Болливуд завладевает фильмом в пафосно-батальной части. Впрочем, батальной – это громко сказано. Битва с испанской армадой показана не просто куце – она показана никак. Много патетической музыки, много взрывов и окровавленных тел. Много переживаний о судьбах родины в Лондоне, а самой битвы просто нет. Видимо, бюджета не хватило. Капур пытается спасти положение символами и патриотическим воодушевлением, но это еще больше портит дело. Белая лошадь, сначала прыгающая в воду, а затем своим огромным животом проплывающая над зрителем; королева, в одной ночнушке стоящая на рассвете над скалами Ла-Манша, – визуально все это, наверное, красиво, однако с точки зрения смысла довольно бестолково.

Единственное безупречное, что есть в “Золотом веке”, – актеры. Кейт Бланшетт, лучшая, на мой вкус, киноактриса современности, как всегда, неподражаема и великолепна. Соперничать с ней в этом фильме может разве что Саманта Мортон, сыгравшая Марию Стюарт. В сценах раскрытия заговора и казни она вызывает искреннее восхищение. Джеффри Раш и Клайв Оуэн – на привычном высоком уровне. Еще один актер, достойный самых лестных комплиментов, испанец Хорди Молла (Филипп II). Эту бы команду да к грамотному режиссеру! Но жизнеописанием Елизаветы I ведает Шекар Капур, вроде бы уже собравшийся снимать третью часть.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,1 из 10. Оценка автора – 7 из 10.

интересный факт

Именно Уолтер Рэйли, в дальнейшем получивший от Елизаветы I титул сэра, завез в Европу картофель и табак, удостоился от королевы афористичного комплимента: “Я видела, как золото обращают в дым, но вы первый, кто обратил дым в золото”.

Новейший завет

Фильм: “Завет”. Режиссер: Эмир Кустурица. В ролях: Урош Милованович, Мария Петрониевич, Александр Берчек, Лилиана Благоевич, Мики Манойлович.

Боснийский серб Эмир Кустурица в свои 52 года давно считается классиком мирового кинематографа. Оно и немудрено: не каждому режиссеру удается уже с первыми своими картинами собрать россыпь наград международных фестивалей, в том числе две “Золотые пальмовые ветви” Канн. Не каждому режиссеру под силу создать свой особенный, фирменный, узнаваемый и копируемый стиль: про снятые в похожей манере фильмы так и говорят – в стиле Кустурицы. Однако последние работы Кустурицы уже не вызывают восхищения у критиков и пользуются безоговорочным успехом только у фанатов.

…Деревенский мальчик Цане (впрочем, как выясняется в конце, не такой уж и мальчик) получает от своего дедушки завет: продать в городе корову, купить икону Николая Чудотворца и найти себе невесту. С этим наказом Цане и отправляется в город, где встречает красавицу-старшеклассницу Ясну, а заодно обзаводится и новыми братьями, и врагами.

“Завет” – это и Кустурица чистой воды, и “закос” режиссера под себя самого одновременно.

Почти два часа зрителю смешно и грустно. А местами безудержно весело: с каждым появлением на экране инспектора из министерства образования, сватающегося к деревенской учительнице, или бесконечно парящего в небе Человека-ядра зал буквально лежит от смеха. Кроме того, деревня, духовой оркестр с бодренькой музычкой, гротескные бандиты, любовь – все это тот самый, фирменный, Кустурица.

Однако на фильмах Кустурицы никогда не было противно. А на “Завете” несколько раз такое чувство возникает: и от непонятно зачем педалирующейся всю картину темы зоофилии, и в некоторых других сценах. Плюс Кустурица все меньше играет образами и аллюзиями, он стал менее аллегоричен. От многогранности его вершины, “Андерграунда”, фактически не осталось и следа.

В “Завете” лишь одна сцена претендует на разносторонность прочтения: свадьба в сербской деревне в старенькой церкви под непрекращающуюся перестрелку и канонаду снаружи. А отсутствие легендарного Горана Бреговича в композиторах (теперь музыкой “заведует” сын режиссера Стрибор) усиливает ощущение, что это хоть и Кустурица, да не тот. Кинематографический праздник состоялся, но мишура в зубах чуть портит радость. Кстати, завтра праздник у самого Эмира Кустурицы: 24 ноября ему исполняется 53 года, с чем мы его искренне и поздравляем.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 6,2 из 10. Оценка автора – 7,5 из 10.

интересный факт

Свою первую награду, “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля за лучший дебют (фильм “Помнишь ли ты Долли Белл?”), Кустурица получил в 1981 году во время службы в армии. Командование дало ему суточный отпуск с разрешением покинуть Югославию для получения приза.

Дмитрий МОСТОВОЙ