Елена КРУГЛЫХИНА: Почему представители зимних видов спорта стали невыездными?

– Галышева уже год не входит в штатную национальную команду, – рассказала “КАРАВАНУ” вице-президент Федерации фристайла и сноуборда Казахстана Елена КРУГЛЫХИНА. – Правда, перед вылетом в Австрию Юле предложили подписать с ДШНК – дирекцией штатных национальных команд – месячный контракт, но так как никаких финансовых гарантий она не получила, то и подпись под соглашением не стала ставить. Желание чиновников договориться с Галышевой можно понять. Если она попадет в призеры, то все, начиная от Агентства туризма и спорта и заканчивая управлением спорта Восточно-Казахстанской области, получат премии.

– Сколько человек сейчас входит в штатную национальную команду?

– Восемь: пять – во фристайле и трое – в сноуборде. Все они получают заработную плату.

– На оставшуюся часть сезона у них есть перспективы?

– Нет. В 20-х числах декабря финансирование зимних видов спорта в Казахстане прекратилось. Все команды находятся в состоянии ожидания.

– Какой смысл платить зарплату спортсмену, если тот может только тренироваться, но не выступать в соревнованиях?

– Я тоже не понимаю этого, как и многих других вещей. Понятно, что министерство – это структура, которая определяет бюджет, разрабатывает разные документы. Все остальные – посредники, на которых тратится много средств, уходящих в никуда. Приходишь в любую спортшколу, там сидят тетеньки-дяденьки, которые не представляют, что такое фристайл, пьют чай с курагой и рассказывают, как у них дела дома. При этом на них тратятся бюджетные деньги – зарплата, пенсионные отчисления, декретные и т. д. Почему бы эти средства не отдать спортсменам? Во всем мире средства перечисляют федерации, а уже она распределяет их среди спортсменов и спортшкол. У нас же деньги, пройдя все инстанции, до спортшкол просто не доходят. Они не могут оплатить даже полторы тысячи тенге за проезд по канатной дороге на Шымбулаке. Мы все соревнования проводим дома, в Восточном Казахстане, потому что не можем привезти команды в Алматы, “Табаган”, в нормальные условия – бюджет не позволяет. На проведение чемпионата Казахстана по могулу ДШНК выделяется полмиллиона тенге. Где эти деньги? Трассу делают сами тренеры со спортсменами, а соревнования проводятся для галочки.

– Почему бы не найти спонсоров, которые помогли бы в проведении соревнований и выезде спортсменов на зарубежные старты?

– Нельзя. У всех спортсменов национальной штатной команды в трудовом договоре есть пункт, по которому они не имеют права заключать контракты с третьими лицами, то есть со спонсорами. При этом, даже выезжая за границу на выделенные Министерством культуры и спорта деньги, мы не покрываем всех расходов. К примеру, нам не оплачивают автотранспорт, который мы арендуем, чтобы добраться до места проведения соревнований. Для того чтобы застраховать спортсмена, ДШНК должна провести тендер между страховыми компаниями. Считаю, что нужно менять законы. Иначе мы потеряем всё, что осталось, и у нас будет огромный провал.