Ехать на село совсем не весело?

Отчего же еще за школьными партами в юных умах зреют мечты стать “белыми воротничками”? Встать у нефтяной скважины или у руля крупной компании в комфортабельном офисе. Или, в крайнем случае, стать служащим надзорного органа. Но никак не на хлопковые поля или к буренкам на ферму…

“Караван” провел свое небольшое исследование, решив узнать, почему же не в село рвется молодежь? На вопрос, выберете ли сельскохозяйственную специальность, если будет предоставлено бесплатное обучение, выпускники Петровской средней школы Есильского района Северо-Казахстанской области задумались, отметив, что в село работать приедут, если будет достойная зарплата. А вот выпускники и Астаны, и Петропавловска, которым мы задали этот же вопрос, сельскохозяйственные профессии даже как вариант не рассматривают.

Конечно, исследование наше на научность не претендует, но картину все же рисует вполне реальную. Жить и трудиться в не самых комфортных условиях с окладом 25–30 тысяч тенге рискнут разве что самые отчаянные энтузиасты. Но “если будет достойная зарплата и предоставлено жилье”, как отметили респонденты, на малую родину вернутся сельские ученики. Так, значит, еще не все потеряно?

– Мы ежегодно подаем заявки, но количество выделяемых бюджетных мест на обучение не соответствует потребности агропромышленного комплекса, – говорит начальник управления науки и инновационной политики кандидат сельскохозяйственных наук Шарбан КОСКАРАЕВА. – На обучение в бакалавриате по сельскохозяйственным и ветеринарным специальностям на 2012–2013 годы выделено 2000 и 630 мест при нашей заявке 2211 и 1947 соответственно.

Об этом же говорит и ректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Ахылбек КУРИШБАЕВ:

– Доля грантового финансирования для сельхозспециальностей составляет всего лишь 5 процентов от всего госзаказа, который выделяется на высшее образование. И это при том, что в сельской местности проживает 47 процентов населения страны!

Но есть и другая сторона проблемы. По словам Ахылбека Куришбаева, из всех выпускников вуза трудоустраиваются по специальности около 15 процентов. За трудоустройством выпускников не следит ни одно ведомство. Выходит, государство зря потратило миллионы на обучение этих студентов?

Но интрига в том, что даже желающие порой не могут найти работу!

– Наш колледж готовит механизаторов и техников-механиков предприятий мясной промышленности, – рассказывает заместитель директора по учебной части Северо-Казахстанского профессионально-педагогичес-кого колледжа Светлана ЦУПКО. – Если двадцать лет назад мы могли отправить на практику всю группу, например на завод, то сегодня можем устроить лишь пять человек. А на работу принимают вообще одного-двух.

– В советское время была такая хорошая вещь, как преемственность поколений, династия, – говорит проректор по науке и инновационным технологиям Алматинского технологического университета, доктор технических наук, профессор Серик ТУМЕНОВ. – Родители стремились, чтобы дети продолжили их путь. Что мы наблюдаем сейчас? Успешный фермер стремится отправить сына в город, покупает ему квартиры в Астане, Алматы.

Нужно воспитывать в молодежи местный патриотизм. Если абитуриент не смог поступить на грант, то пусть его учебу оплачивает местный бюджет. И тогда он будет обязан вернуться в родное село. Иначе мы вскоре растеряем не только кадры сельского хозяйства, но и людские ресурсы вообще.

Если бы из каждого выпуска в село возвращались 2–3 человека, то постепенно образовалась бы определенная прослойка специалистов, которые смогли бы поднять сельское хозяйство на новый уровень.

Впрочем, в вопросе подготовки кадров для сельского хозяйства важно не только количество специалистов, но и качество образования. Как отмечают многие специалисты, и среднее профессиональное, и высшее образование сегодня не отражает реальную потребность экономики.

– Принятая нашими вузами кредитная технология обучения очень гибка по своей сути: она позволяет подготовить специалиста самого тонкого профиля, – считает Серик Туменов. – Но меня поражает, что человек, приходя учиться в вуз – а это равносильно приходу в ресторан, – довольствуется комплексным обедом, как в столовой. Ведь он может сам выбрать себе шикарное меню! Другими словами, будущий ветеринар, зная, что вернется в родной поселок, где разводят верблюдов, может выбрать ветеринарию верблюдоводства. Пока, к сожалению, мы изучаем все подряд – от кролиководства до коневодства.

Гульнара ТУРСУНОВА, Астана