Это вам не фонтан нефти

Большинство месторождений расположено в непосредственной близости к областному центру, но даже это не вдохновляет некоторых бизнесменов на их разработку. Во многом это связано с тем, что для небольших местных компаний не по силам создание инфраструктуры, обустройство дорог и прочих столь важных организационных моментов.

Несколько лет назад одна из алматинских компаний взялась строить в Таскалинском районе цементный завод. Место было выбрано не случайно. Здесь находились все необходимые для производства цемента полезные ископаемые. Рядом с месторождением как раз и должен был разместиться завод. Проект стоил несколько миллиардов тенге, о нем, как о прорывном, доложили главе государства. Интересы алматинской компании лоббировали сразу несколько акимов. В чистом поле недалеко от поселка Таскала разбили площадку, огородили и даже провели какие-то земляные работы. В течение нескольких лет создавалась видимость, что вот-вот проект заработает на радость жителям области. Но, увы, ожидания не оправдались, воз и ныне там. Как отмечают специалисты, самым сложным для инвесторов оказалось как раз создание инфраструктуры.

По данным областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования, на территории области находится 144 месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Чего только здесь нет – цементное сырье, песчано-гравийная смесь, строительный песок, керамзитовая глина, мел, строительный гипс, техническая каменная соль…

Еще одной проблемой недропользователей является недостаточность рынка сбыта, связанная с дороговизной транспортных услуг.

Как говорится, за морем телушка – полушка, да рубль перевозу. Автомобильная перевозка обходится слишком дорого, поэтому многие используют эти ископаемые только внутри региона. Но и здесь нельзя сказать, что они очень дешевы. Машина песчано-гравийной смеси, добываемой буквально за городом, продается не меньше чем за 15 тысяч тенге.

Спад объемов строительства первым делом ударил как раз по недропользователям. Как рассказал на недавнем совещании в акимате председатель правления Западно-Казахстанской корпорации строительных материалов Мухаметжан КЕНЖИГУЛОВ, возглавляемый им кирпичный завод практически не работает.

– Если раньше мы на 75 процентов работали на выполнение госпрограммы, то в этом году по госпрограмме у нас только 20 процентов. Остальные 80 процентов – это частный сектор. Поэтому на сегодня мы практически остановили завод, потому что необходимости в производстве кирпича нет, – констатировал он.

Раз завод стоит, значит, и добыча полезных ископаемых, необходимых для производства кирпича, тоже не ведется. При этом предприниматели признаются, что показатели нынешнего года можно назвать неплохими по сравнению с будущими ожиданиями.

Уральск