"Это террор психопатов": школьница в Астане покончила с собой из-за аниме

Своими мыслями она поделилась с медиа-порталом Caravan.kz.

У Айгуль (имя изменено) большая семья: две дочки-близняшки ходят в садик, сын недавно пошел в школу, а старшая – Айжан (имя изменено) в сентябре поступила в 9 класс одного из столичных лицеев.

10 октября Айжан пришла из школы, немного отдохнула, а после ужина пошла гулять. И шагнула вниз с крыши 17-этажки.

Вся жизнь в соцсетях

- Я не знаю как она на это решилась… И на лошади она ходила, и на коньки, и на Балхаше мы этим летом были. Мне казалось, что все хорошо.  Одно из последних сообщений от дочки: «Мамочка, я тебя так сильно люблю!». Но, конечно, потом я начала все узнавать, видеть постфактум тревожные сигналы, - признается Айгуль.

Как рассказывает женщина, этим летом они переехали в Астану из городка в Акмолинской области. В основном – из-за детей. Старшая отстала от учебы за время пандемии: никаких онлайн-уроков в городке не было, учителя скидывали задания по WhatsApp – и пропадали. Девочка поначалу жаловалась, а потом, вроде, нашла себе хобби – стала смотреть аниме, у нее появились виртуальные друзья.

Родители надеялись, что переезд в большой город вытащит ребенка из виртуальной реальности, но, как подозревает мама девочки, в Астане Айжан нашла товарищей по интересам, в том числе – среди новых одноклассников. И случилось то, что случилось.

- Мне кажется, ее просто пустили первой как новенькую. Возможно, я ошибаюсь. Но в день смерти моей дочери одна из одноклассниц сняла тик-ток о том, что в 8.30 будет на кладбище. И ровно в это время моя дочь прыгнула вниз. А на следующий день, Айжан еще даже не привезли, а одноклассники в тик-токе смеются: «Мы идем на место преступления, к нашей Айжан…» Другие на следующий день после смерти выкладывают ролики, прощаются с ней. Есть те, кто в роликах говорит: «Мы скоро встретимся», - рассказывает женщина.

Опасная игра, о которой знают все дети

Выяснилось, что девочка уже пыталась покончить с собой, выпив 30 таблеток парацетомола, а о том, что она пойдет прыгать с крыши, знали многие ее друзья.

- Четко спланировано все. Подготовлено от и до. Она плохо разбиралась в телефоне, а тут – все отформатировано и подчищено. Я думаю, что она стала участником какой-то игры по мотивам аниме. Она какие-то пункты выполняла, дневник смерти, как говорят дети, вела. Там сначала легкие задания, а потом примерно 30-е задание – совершить попытку суицида. К примеру, выпить таблетки, сделать надрезы на теле…

Айгуль со своей бедой уже, кажется, смирилась. Но ей очень хочется, чтобы трагедия не повторилась в другой семье. Поэтому она, спустя две недели после смерти дочери встретилась с родителями одноклассников. Рассказала свою историю. Не откладывая в долгий ящик, взрослые полезли проверять телефоны детей, расспрашивать что да как. Выяснилось, что в группах, где регулярно раздаются странные задания, сидят и другие одноклассники Айжан.

В управлении образования города трагедию пока не комментируют – ждут выводов следователей. Однако, провели работу с психологами всех школ города.

- Да, есть дети, которые увлечены аниме-культурой. Насколько это опасно – я пока сказать не могу. Наши психологи задачу получили, работают. Это будет комплексный анализ по всем школам города, - заверил нас глава управления Касымхан Сенгазыев.

Но, как рассказала нам Айгуль, за две недели с момента трагедии следователи даже не опросили друзей и одноклассников ее дочери. Как они выясняют что же на самом деле произошло – неизвестно. Женщина переживает, что дело просто спустят на тормозах и закроют. В столичном ДВД нам заявили, что расследование взято на особый контроль, так что истина будет установлена в любом случае.

Смерть как прикол

Но есть ли на самом деле эти группы смерти в соцсетях? По словам Айгуль, находят потенциальные самоубийцы друг друга по специальным хештегам в TikTok , общаются потом в Telegram.

- Я посмотрела тех, на кого была подписана Айжан. Это какие-то безликие аккаунты, у которых на аватарке какие-то морды с красными глазами. У них одно или два видео, но тысячи подписчиков! Почему – я не знаю. Но очень бы хотела узнать. Кто это делает? Кто создает такие каналы? Мне кажется, это террор каких-то психопатов, которые просто истребляют наших детей без всяких пушек, только за счет психологического воздействия, - рассуждает женщина.

В Telegram есть несколько каналов на данную тему. В самом крупном – более 140 тысяч подписчиков и ни одной публикации. Причем подписчики добавляются активно и регулярно. Кто это и чего они ищут?

Спросить я решила у самого близкого ко мне «эксперта» по молодежной субкультуре – у дочки-подростка. Она иногда смотрит аниме, но больше любит комиксы. А еще играет в Gacha Club и тоже с кем-то активно переписывается в «телеге».

- Может, не дневник, а тетрадь смерти? – моментально поправила меня ребенок, как только я начала рассказывать историю Айжан.

Оказывается, был манга-сериал с таким названием. Сюжет, как и у многих аниме, запутанный и интересный. Главный герой нашел волшебную тетрадь, в которую можно вписать имя любого человека и на следующий день он умрет. До конца дочка этот сериал не досмотрела, но ей уже рассказали, что главный герой тоже погибнет.

Самое интересное, что чаты, в которых надо регулярно выполнять, а время от времени давать задания другим участникам, оказались в «телеге» и у моей девочки. Попала она в них через TikTok: смотрела видео в стиле Gacha, посвященные ее любимым героям сериалов, под одним была ссылка на сообщество и комментарий: ищем людей для ролевой игры по мотивам.

Дочка признается, что таких групп много, каждый может найти ту, что интересна именно ему, пообщаться с такими же фанатами любимого произведения. Это не обязательно аниме или мрачный комикс. Какой-нибудь комедийный сериал или даже классика типа «Гарри Поттера» или «Звездных войн» тоже может обзавестись группой ролевиков в Telegram.

В основном все общение – это недовольство подростков школьным расписанием, глупыми одноклассниками, скучными родителями – мы, в принципе, в их возрасте о том же на лавочке у подъезда болтали. Но без какой-то общей цели виртуальное общение долго не продержится, поэтому в группе время от времени появляются различные задания.

- Ну какое самоубийство, мам, ты чего! Мы же просто рофлим, - защищает сообщества мой ребенок.

Смотрю задание, которое недавно выполняла она: нарисовать в Gacha как один из героев комикса убил другого героя. Милая зарисовка, не правда ли?

Задание, которое дал кому-то мой ребенок: поставить нарисованного ею искалеченного персонажа на аватарку.

Спрашиваю: а если через пару заданий тебе скажут нарисовать порезы на себе?

- Косметикой на Хеллоуин? А почему бы и нет, - парирует дочка.

А я понимаю, что оттуда и до задания выпей 30 таблеток безобидного парацетамола недалеко… Ну и дальше.

Однако выйти из опасного сообщества ребенка удалось уговорить с трудом. Плюс и минус Telegram в анонимности. И кто скрывается под детским аватаром – неизвестно. Пока общаюсь с дочерью, понимаю, что инициаторами ролевых групп могут быть и наркодилеры, и педофилы и иные психопаты.

Общайтесь со своими детьми!

Детский психолог Елена Игина уверена – настроить современного ребенка на суицид или иное действие через соцсети, обладая мало-мальскими знаниями психологии и современной поп-культуры легко.

- Подростки ищут сообщество людей, которые готовы их слушать. Но взрослые часто не слышат своих детей от слова «совсем»! Они обнуляют все их достижения, не интересуются их интересами. И в итоге дети находят других взрослых, которые ими просто играют! Это и в соцсетях происходит, и в реальности, когда дети подпадают под влияние различных религиозных течений, - рассказывает психолог.

Родителей в чем-то можно понять: мы выросли в 90-е, когда в стране царила разруха и закрывались все кружки. Сейчас же пытаемся насытить детство своих детей по максимуму тем, чего были лишены сами. И, как итог: ребенок выиграл школьный конкурс рисунков – ну а как иначе, он же с 7 лет на рисование ходит! Иностранцу дорогу объяснил – не зря репетиторам английского платим. А вот того титанического труда, который в это вложил сам ребенок мы подчас не замечаем.

- Взрослые с детства приучают детей быть чем-то занятыми. У них куча кружков, плотное расписание, везде с них что-то требуют и дети в итоге вырастают не зная самого важного: как отслеживать и контролировать свои эмоции и желания? И мы совершенно не учим их справляться со своими чувствами. Поэтому к десяти годам у половины детей депрессия, а у другой половины – здравствуй, гаджет! Где загримированные под подростков дяди и тети говорят ему, какой он крутой и молодец. А потом подводят к тому, что если ребенок спрыгнет с крыши, то точно звездой станет! – эмоционально описывает проблему Игина.

Мы с ней беседуем в пятницу. За неделю к ней обратились десять пациентов с зависимостями от соцсетей или гаджетов. Сплошь и рядом – подростки, которых привели родители. Но есть и школьники младших классов.

Распознать зависимость от гаджета легко, гораздо сложнее от нее избавиться.

- Есть такая поговорка – запретный плод сладок. Как только вы запрещаете что-то ребенку, он хочет этого с удвоенной силой. Важно не просто забрать что-то, но и дать ребенку что-то взамен. И это не очередной кружок, а полноценное общение, - предупреждает Елена Игина.

В идеале же, как уверена психолог, изначально растить не робота, а здоровую личность. Следить не за тем, сколько языков знает ребенок, а учить его общаться со взрослыми и сверстниками на детской площадке, в гостях, обсуждать его чувства и эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, давать возможность поскучать и что-то придумать самостоятельно.

И аниме смотреть можно. Но желательно вместе. И обязательно – обсуждать сюжет и мотивы главных героев, чтобы ребенок видел друга не в виртуальном собеседнике, а в самом родном человеке.