Министр здравоохранения РК Елжан БИРТАНОВ высказался насчет пересмотра нормы законодательства по уголовному преследованию за врачебную ошибку. По его мнению, необходимо разделять понятия умышленного и непредумышленного нанесения вреда пациенту.
- Если мы будем наказывать за врачебные ошибки, то мы без врачей останемся, это точно. Я сам, как практикующий врач, бывший реаниматолог, скажу, что не бывает так, чтобы люди не ошибались. Это связано в том числе с нехваткой технологий и недостаточным уровнем проникновения знаний. Поэтому нужно четко разделять то, когда у врача была возможность правильно оказать медпомощь, но он по халатности или нежеланию осознанно не использовал свои возможности, и когда он пытался оказать медпомощь и ошибся. Я считаю, что в последнем случае никакой уголовной ответственности быть не должно, - заявил Биртанов.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с юристом Жангельды СУЛЕЙМАНОВЫМ и хирургом-трансплантологом Болатбеком КАЮПОВЫМ, дабы узнать их мнение о столь неоднозначном вопросе, который уже успел немало взбудоражить умы казахстанской общественности.
Болатбек КАЮПОВ, хирург-трансплантолог
- Как вы смотрите на декриминализацию врачебных ошибок? Насколько обоснованно это предложение?
- Существует два разных понятия - «халатность» и «врачебная ошибка», их стоит разделять. Не ошибается только глупец, поэтому во врачебной практике никогда нельзя исключать человеческий фактор. Существует огромное количество диагнозов и заболеваний в различных видах, поэтому если мы сейчас начнем грести всех под одну гребенку, то на самом деле не останется ни одного врача во всем Казахстане.
Посмотрите на зарплаты, которые платятся сейчас на государственном уровне в поликлиниках, больницах, – они не позволяют врачам ни учиться, ни повышать свою квалификацию. Мало того, ввели платную подготовку к специализации. Чтобы пройти категорию, тоже надо заплатить. Спрашивается, откуда врач возьмет столько денег? Если посмотреть средние оклады врачей по республике, то это 70-80 тысяч тенге. Разве можно на эти деньги хотя бы жить? Сейчас все кому не лень, грубо говоря, даже уборщица в "КазМунайГазе" зарабатывает намного больше, чем врач, который отдал 15-20 лет своей специальности. Мало того что врачи платят за все это годами своей жизни, так ещё и получают мизерные зарплаты. Разве это не унижение?
Сейчас действительно идет отток грамотных специалистов. Например, из 1000 человек, оканчивающих наши медицинские вузы, кто остается в больницах или поликлиниках? Единицы. Большая часть уходит в частные структуры, либо вообще бросает этот профиль. Если так будет продолжаться, то завтра уже врачей не останется. Поэтому я очень даже согласен с министром.
Сильным изменениям нужно подвергнуть систему подготовки врачей и систему оплаты. Если это не поменять, то врачебные ошибки никуда не денутся. Хороших врачей, как и хороших клиник, единицы.
- Почему ранее все только и говорили, что о правах пациентов, но никак не о правах врачей, что изменилось?
- Сейчас самыми незащищенными оказались врачи и учителя. Сейчас все кому не лень проявляют свою агрессию к представителям этих профессий. А кто их защищает? На какие деньги им защищаться?
Вы только посмотрите, как сейчас обнаглели некоторые пациенты, как они себя ведут – за каждое слово цепляются, чуть что подают в суды. В конечном итоге врачи из своих карманов платят несоразмерные штрафы, по миллиону, по два миллиона тенге, если они не могут заплатить, то их сажают. Но если это будет продолжаться, то кто вообще останется работать?
Так что это очень серьезная проблема, к которой в корне нужно пересматривать отношение. Пусть будет меньше врачей, да, но они должны получать нормальные, адекватные зарплаты, тогда они будут совершать куда меньше ошибок. Пусть они будут юридически защищены, ведь у них должны быть деньги, чтобы самим юридически защищаться, но сейчас у них таких денег нет. И минздрав при всем своем желании пока не может их никак защитить.
Опять же говорю о том, что надо разделять «врачебную ошибку» и «халатность», ведь даже за рубежом не существует такого понятия, как «врачебная ошибка».
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, юрист
- Как вы смотрите на декриминализацию врачебных ошибок? Насколько обоснованно это предложение?
- Я не согласен с позицией министра здравоохранения Биртанова по части того, что нужно декриминализировать врачебные ошибки, это совершенно неверный подход. Уголовное законодательство имеет своей целью защищать права и интересы граждан, которые различаются на следующие виды: здоровье, имущество, достоинство, верование или какие-либо другие ценности.
Теперь же мы говорим о том, что господин Биртанов хочет декриминализировать нарушения либо ошибки врачей, которые причинили ущерб, как минимум, здоровью пациента. Хотя у нас есть два вида здоровья: физическое и психическое. Например, если врач нахамил или же неправильно сделал операцию, пусть даже всё это залечилось, но вместо положенных трех месяцев на восстановление прошло девять месяцев и т.д. – это нанесение лёгкого вреда. Но у нас предусмотрено и причинение вреда, который является невосполнимым, то есть в результате ошибки врача пациент может потерять работу, либо из-за физиологических изменений у него вообще поменяется жизнь. И самое страшное, когда в результате врачебной ошибки пациент может потерять свою жизнь. Семья обвинила медиков в смерти своего четырехлетнего сына в Актау.
Поэтому говорить о том, что врачей нужно освободить от ответственности, – это неверно. Нужно оставлять, нужно преследовать врачей за их проступки. У уголовного наказания есть как минимум две цели. В основе первой лежит принцип, который был заложен во всех мировых религиях, «око за око», то есть если кто-то сделал нечто преступное, то он должен быть наказан. Вторая цель несет в себе уже профилактический характер, ведь каждый должен знать, что если он нарушит закон, поступит неверно, причинит вред ввиду халатности или же своего неумения, то он будет наказан по всей строгости. Ведь происходит множество случаев, когда во время операций оставляют инструменты, тампоны, порой это происходит в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому в этой части профилактика должна быть.
- Вы считаете, что декриминализация позволит врачам почувствовать свою безнаказанность и это увеличит число случаев халатности и повысит смертность среди пациентов?
- Да, конечно. Если врач понимает, что его квалификации недостаточно, что он может нанести человеку вред, то он должен знать, что ему за это будет светить уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы. В идеале такой врач должен переходить в другую сферу, либо не связываться с операциями, либо вообще уходить из медицины.
- Бывают случаи, когда требуется защищать права не только пациентов, но и врачей, как поступать тогда?
- Да, декриминализацию врачебных ошибок трактуют ещё и со стороны защиты прав самих врачей. Но существует простая форма защиты – это законы. Поэтому необходимо качественно отработать сами по себе законы. Также, кроме законов, существует такое понятие, как нормативно-правовые акты – это различные правила, инструкции, положения, рекомендации, которые регулируют ту или иную деятельность. Всё это нужно расписать, взять за пример уже существующий зарубежный опыт, где всё это прекрасно работает. Так что при нормальном подходе будут соблюдены интересы как врачей, так и их пациентов. Зло будет наказано, а какие-то поклёпы и необоснованные обвинения – отвергнуты.
Поэтому я не думаю, что из-за этого стоит отменять ответственность за врачебные ошибки. Это можно сравнить с тем, что предложат отменить ответственность за убийства, изнасилования и иные преступления только из-за опасений того, что невиновный понесет наказание. Пожалуйста, любой может доказать свою невиновность, ведь существует институт доказательств. Просто у нас страна молодая, и мы пока ещё не пришли к этому.
Тут огромную роль играет институт страховой медицины. Само по себе медицинское страхование в этой части будет очень эффективно и поможет защитить как пациентов, так и врачей.