Правительства Казахстана и Узбекистана решили пойти по пути создания единого, безграничного пространства для жителей своих стран, копируя основные элементы создания Европейского союза. Первым таким элементом создания объединенной Средней Азии должна стать единая для граждан государств региона виза, позволяющая свободно перемещаться между государствами. Безусловное одобрение Silk Visa высказали правительства Казахстана и Узбекистана, а правительства Таджикистана и Кыргызстана собираются присоединиться к данному проекту.
Насколько перспективна и актуальна эта инициатива для центральноазиатских государств на данный период времени? Поможет ли проект увеличить туристический поток в регионе, что положительным образом отразится на отрасли? Оправдаются ли ожидания и каковы всевозможные риски? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил узбекский эксперт-международник, проживающий сейчас в США, Рафаэль САТТАРОВ.
Рафаэль Саттаров. Фото - Facebook
- Эта инициатива должна была быть применена еще вчера, - отметил г-н Саттаров в начале беседы. - Но все же лучше поздно, чем никогда. Внешнеполитический курс президента Мирзиёева пользуется популярностью, и вполне прагматично предлагаются реальные и необходимые меры, которые должны усилить взаимную торговлю и визиты. Я уже несколько раз повторял эту мысль, в том числе и через ваш сайт, что можно часами гланды рвать, крича во весь голос, что мы самые близкие братья на свете, но не делать ничего и замыкаться на себе, или же шаг за шагом без лишних пафосных слов устранять от малых до крупных проблем, грамотно начинать объединять усилия на низовом уровне. Каждая страна региона может привлечь иностранные инвестиции успешно тогда, когда у нее стабильно не только внутри страны, но и с соседями. Любому туристу, конечно, будет интересно заглянуть и в другие части Центральной Азии. У человека есть естественное стремление все сравнивать и переосмысливать несколько раз.
- Инициаторы Silk Visa убеждены, что проект поможет увеличить туристический поток в регионе, что положительным образом отразится на отрасли. Как вы считаете, оправдает ли проект названные ожидания должным образом?
- Успех роста туристического потенциала зависит не только от удобной визы. На положительный рост туризма влияют безопасность и стабильность внутри стран, удобные цены и высокопрофессиональный сервис. Если будут повторяться убийства иностранных туристов, как это было в августе 2018 года в Таджикистане, когда шайка исламистских террористов злодейски убила голландских, швейцарских и американских туристов, сколько ни создавай крутые условия для туристов, все равно трудно будет избавиться от негативного имиджа. К тому же нашим режимам не помешает немного исправить свой негативный имидж на международной арене. Существующая коррумпированность силовиков и ужасные бюрократические преграды в системе так называемой «регистрации гостей» из-за каприза силовиков, которые не смогли предложить лучшего вместо старой печати на паспорте и мелких бумажек, вряд ли смогут повлиять на увеличение туристического потока.
- Безусловно, идея о повышении туроборота имеет положительные стороны, но если порассуждать о возможных рисках: вероятно ли, что центральноазиатский Шенген может привести к плохо контролируемой волне миграции?
- Плохо контролируемая миграция, если посмотреть на это внимательно, происходит уже давно во многих странах. Из-за постепенного сокращения орошаемых земель, а также в связи со сложной ситуацией в экологии люди из неблагополучных сельских регионов и отдаленных городов и сел постепенно перемещаются в города. Городская инфраструктура оказывается не готовой принять и рассредоточить такое количество людей. Другие спасают свои семьи, уже работая в России. Вообще, инициатива в основном касается туристических целей, более того, учитывая то, как сильны у нас неформальные поручения и правила, я могу вас заверить, что как раз кулуарно между странами будут некие договоренности, кому следовало бы давать такие визы без промедления, а для кого-то не слишком сильно торопиться. Увеличение сотрудничества в одной сфере обычно тянет за собой и остальные. Если в рамках МИДов и ведомств по развитию туризма пойдут грамотные согласования деталей, то с запуском должны следом пойти и другие ведомства: будь это таможня или департаменты по миграции. Межгосударственная и межведомственная координация должна нивелировать все такие фобии.
- С одной стороны, страны региона, перед которыми стоит угроза исламистского экстремизма, в рамках этой инициативы получат возможность сплотиться перед лицом данной угрозы, но с другой - не велика ли опасность того, что лица радикальных взглядов смогут более активно перемещаться по странам региона?
- Популярная российская телеведущая оставила в Узбекистане мем "no photo no video", когда комментировала существующий странный запрет на фотографирование административных зданий. Благо разрешили делать фотографии в метро. Тревога, что открытость страны для торговли и туризма приведет якобы к росту исламизма, напоминает именно странный и бесполезный запрет в Узбекистане или в Туркменистане фотографирования многих привлекательных мест в этих странах.
Каждый раз, когда мы, обсуждая тот или иной проект по росту человеческих контактов и торговли, будем уточнять «а не приведет ли это к росту исламистской угрозе?» - наши страны еще долго будут лежать в спячке без всякого признака роста. Безусловно, такие угрозы были, есть и будут. Более того, радикальные исламисты и их идеи и без этого перемещаются активно. Радикально-мракобесно-исламистские группы сейчас приспособились к пропаганде через так называемых «веб-имамов» со всякими пропагандистскими клипами на нашиды. Государства региона, безусловно, должны будут усиливать координацию в рамках силовых институтов. Насколько известно, еще в мае прошлого года главы специальных служб государств СНГ подписали меморандум, в рамках которого договорились активизировать совместные усилия в борьбе с терроризмом и экстремизмом. То есть разведсообществу и спецслужбам постоянно придется работать по обмену развединформацией в целях предотвращения упомянутых угроз. Координация спецслужб в таких вопросах всегда должна быть на высоте, - считает господин Саттаров.