"Это не развлечения и не «покатушки»": изменилось ли отношение алматинцев к велопрокату

В прошлом году в ходе репортажа корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил, в каком состоянии находился велотранспорт на тот момент, а также поинтересовался мнением жителей южной столицы об этой довольно интересной услуге. 

Мы решили повторить этот опыт и в 2019-м, поэтому накануне наш корреспондент посетил несколько станций Almaty Bike, дабы узнать, в каком состоянии находится велотранспорт после прошедшей зимы.

На станции в районе пересечения проспекта Абая и улицы Байзакова была интересная картина: своего хозяина поджидал всего один велосипед. Наш корреспондент оказался там в десятом часу утра, поэтому не исключено, что алматинцы просто разобрали "железных коней". Стоит отметить, что велосипед, оставшийся в гордом одиночестве, был в достаточно хорошем состоянии.

Вскоре неподалеку наш журналист увидел двух молодых ребят - предположительно студентов, удобно усевшихся как раз на велосипеды. 

- Как потеплело, ездим на них почти каждый день до университета и обратно, домой, - сказал один из них.

- А что можешь сказать о самих велосипедах?

- Ну, конечно, погонять, пофинтить, съездить в горы на них как-то не пробовал, но для передвижения по городу это очень хороший вариант.

Следующая ближайшая стоянка велотранспорта напрокат была прямо у входа на станцию метро "Драмтеатр имени Мухтара Ауэзова". Там картина была прямо противоположной: все велосипеды были на своих местах. 

Нашему корреспонденту показалось, что большинство из них находится в довольно неплохом состоянии. Конечно, есть определенные погрешности. Например, такая...

Но здесь претензии исключительно к пользователям.

Мимо этой стоянки проезжала женщина, которую наш корреспондент остановил для любезной беседы. 

- Я домохозяйка и, бывает, пользуюсь велопрокатом, когда надо съездить за относительно мелкими покупками. Иногда это и быстрее, и экономнее, чем на машине. Плюс чистый воздух и зарядка для тела, - сказала милая собеседница и отправилась дальше.

На пересечении улиц Курмангазы и Шарипова зрелище было печальнее. Там также стоял всего один байк, которым, видимо, пренебрегали из-за спущенной задней шины.

Кроме того, крепления переднего колеса уже охватила ржавчина. 

Да и состояние самой стоянки оставляет желать лучшего.  

На пересечении улиц Шевченко - Байтурсынова также не очень людно. А велосипедов всего три штуки.

А вот в районе проспекта Назарбаева и улицы Сатпаева стоянка выглядит более презентабельно. Оно и неудивительно...

Также наш корреспондент поговорил с Ануаром Джусуповым, основателем сообщества активных пользователей Almaty Bike.

- Как правило, Almaty Bike используют в качестве одного из видов общественного транспорта. Например, от дома до станции метро или же от дома до работы (если расстояние в пределах 4-7 километров). Другой вариант – если ваша работа подразумевает частое перемещение по городу. Эта система придумана не для развлечений и «покатушек» в парке, она создавалась именно как общественный транспорт.

Сам я пользуюсь ею ежедневно, потому что мне постоянно нужно передвигаться по городу. В течение дня от двух до нескольких десятков раз – в зависимости от количества дел.

- А что можно сказать о ценах за прокат? Приемлемы ли они, на ваш взгляд?

- Вполне приемлемы, в данный момент особенно. Вообще система байк-шеринга основывается на том, что вы не должны пользоваться ею долго. Чем меньше, тем лучше. Ведь тогда возможность воспользоваться сервисом появляется и у других людей. Поэтому и плата за прокат велосипедов основывается на системе штрафов: чем дольше у вас велосипед, тем больше вы за него платите. Но при этом, когда велосипед ставится на станцию, время обнуляется (такой небольшой лайфхак).

Относительно качества велосипедов и их состояния: они реализованы через французскую систему Smoove. Сами по себе велосипеды очень хорошие. У них хороший накат, три скорости переключения, планетарная втулка, которая позволяет удобно и быстро переключаться между скоростями, – все на довольно высоком уровне.

С состоянием, правда, есть проблемы. Например, в летнее время состояние велосипедов ухудшается стремительно, и есть ощущение, что их не успевают вовремя обслуживать. Основные проблемы – это тормоза, регулировка сидушки, цепи и т.д. Но если говорить о минувшей зиме, то они остались в на редкость хорошем состоянии. Посмотрим, что будет к лету.

- А часто ли пользователи возвращают велосипеды в испорченном состоянии?

- Вообще эти велосипеды крайне прочные, и вернуть их в испорченном состоянии возможно только после попадания в аварию. Такие случаи были, и с участниками нашего сообщества в том числе. Во всех авариях были виноваты автомобилисты, поскольку не все из них знают, как следует правильно ездить по дорогам, где размечена велополоса.  

Подводя итог, можно сказать, что сейчас в Алматы велоструктура стала по-настоящему удобной. Может быть, не очень комфортной, поскольку страдает реализация, но она медленными темпами обретает нужный формат. Появилось понимание, что не нужно клепать велодорожки, нужно развивать велоструктуру. Поэтому есть надежда, что в ближайшем времени пользоваться любым видом малоскоростного альтернативного транспорта будет куда комфортнее, чем, к примеру, своим же автомобилем.

Поэтому призываю алматинцев не стесняться, пробовать себя в альтернативных видах транспорта. Это, как минимум, удобно, - добавил в заключение наш собеседник.