– Жанай Сейтжанович, Вы возглавили новую газету, насколько она действительно новая? Ходит очень много разных слухов, в том числе и о том, что старый "Караван" якобы закрыт властями, у его учредителей отнимают собственность. Так ли это?
– Cпешу сразу разочаровать гурманов, предпочитающих факты в жареном виде: прежнюю газету никто не закрывал и никоим образом не преследовал, равно как и ее компанию-учредителя. Хотя ими, совершенно понятно, именно по этому сценарию будет раздуваться очередная примитивная "политическая" шумиха в стране и на Западе. Де-юре они продолжают существовать, как говорится, при всем своем, и имеют возможности для продолжения своей деятельности. Будут ли они де-факто оставаться на медийном рынке – это зависит, думаю, только от их собственного решения и абсолютно ни от чего другого.
Что касается первой части Вашего вопроса, мы вправе использовать положительный опыт всех самых популярных и продвинутых печатных изданий, в том числе и "Каравана". Это преемственность в нормальном смысле. Никому не воспрещено работать в аналогичном формате, на ту же аудиторию, с той же тематической направленностью. Достаточно привести пример газеты "Время", которая в свое время буквально генетически выросла из "Каравана". При этом в эту новую структуру, как Вы знаете, перешла значительная часть прежнего коллектива.
Иными словами, у нашей новой газеты связь с "Караваном" носит, если хотите, такой же диалектический характер.
– По имеющейся информации многие сотрудники медийного холдинга, входивших в него редакций "Каравана" и других СМИ, переходят в Ваши новые структуры. Соответствует ли это действительности?
– Да, это действительно так. Подавляющее большинство сотрудников издательского дома "Алма-Медиа" изъявило желание сделать этот важный шаг. И это их свободный сознательный выбор. Причем, по моему убеждению, речь ни в коем случае не может идти о каком-либо отступничестве. О чем вообще здесь может идти речь, когда в сложившихся, пусть весьма непростых, обстоятельствах более чем 800 сотрудников в угоду политическим расчетам прежних собственников были, по существу, брошены на произвол судьбы.
Насколько мне известно, именно по их решению закрыта "Газета. kz.", приостановлена работа информационного агентства "Kazakhstan Today". Только благодаря героическим, без всякого преувеличения, усилиям здоровой части коллектива все последние месяцы продолжала выходить газета "Караван".
При этом причины всех этих "благих" деяний объясняются и преподносятся с крайней степенью иезуитства и цинизма. Как очень точно сказал в одном из своих недавних интервью уважаемый Мурат Ауэзов, поражает степень моральной деградации таких людей.
– Каковы Ваши планы в сложившейся непростой ситуации?
– Самое главное для нас – это сохранить коллективы, творческий потенциал, человеческие ресурсы. Люди должны иметь стабильную работу, продолжать без всяких потрясений и коллапсов свою нормальную профессиональную деятельность. Получать при этом достойное вознаграждение, чтобы кормить себя и свои семьи. У них не должны, как говорится, "чубы трещать".
Создана новая бизнес-структура, директором которой я по совместительству назначен. Этой структурой учреждены наша новая газета, другие СМИ, сформированы необходимые вспомогательные службы. Наша общая задача – вносить свой посильный вклад в развитие информационного пространства страны, в укрепление свободы прессы, развитие демократии. Что значит демократическая пресса? Это в конечном счете реальная возможность каждого гражданина свободно получать оперативную, точную и объективную информацию обо всем, что происходит в государстве и обществе. Работать на это – наше кредо.
Важно при этом сохранить и укрепить позиции на медиарынке, продолжать эффективный бизнес ради процветания компании и всех работающих в ней сотрудников.
– Нельзя ли подробнее о творческих планах и редакционной политике Вашего издания, каким будет его формат и тематическая направленность? Чего можно ожидать от Вас читателям?
– Это газета в широком смысле о людях и для людей, для достаточно широких слоев общества. Точнее – для его широкого среднего слоя. В условиях еще неразвитой социальной структурированности общества сложно говорить о масс-медиа, ориентированных исключительно на запросы и интересы конкретной социальной группы, отдельной целевой аудитории. Каждое СМИ помимо своих редакционных предпочтений обязано в условиях жесткой конкуренции думать об общей экономической эффективности. Это и тиражи, и реклама, и реализация, и другие достаточно прозаические вещи. С учетом этого считаю не просто нецелесообразным, но и просто недопустимым резкое изменение сложившегося формата и контента в нашем новом издании.
Это не значит, что мы не будем двигаться вперед, расширять тематику, повышать профессиональный уровень газеты. В наших планах усиление ее интеллектуально-познавательной направленности, увеличение объема доступной политической и экономической аналитики, развитие тем истории, культуры, спорта. Приоритетом останется, конечно же, освещение социальных проблем, затрагивающих насущные интересы людей.
При этом мы оставляем за собой право оценивать и освещать все, что происходит во власти и в обществе с позиций здоровой конструктивной критики, защиты интересов и прав народа. Это наш выбор. И хотим, чтобы в ответ не только в нашем названии, но и в реальности самая широкая читательская аудитория вынесла свой вердикт: мы выбираем эту газету!
Интервью провел
Расим АЗИМОВ
Caravan.kz